Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Темы итогового сочинения из закрытого банка: подраздел "Искусство и человек" (часть 1)

Продолжаем рассматривать темы сочинений для самого компактного раздела «Природа и культура в жизни человека» Каждый из двух первых подразделов соответствовал одному направлению прошлых лет: Третий подраздел шире: он, на мой взгляд, может содержать темы стразу трёх направлений: Кто-то из коллег включает сюда и темы, связанные с творчеством конкретного писателя (речь идёт о Лермонтове и Толстом), но я не буду этого делать. Мне кажется, что направление «Недаром помнит вся Россия…», приуроченное к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова, во-первых, тематически больше подходит ко второму разделу, во-вторых, в условиях упразднения тематических направлений правильнее давать тему, которую можно проиллюстрировать произведением любого писателя. Как-то некорректно, по-моему, сужать возможный литературный материал до одного Лермонтова. То же самое можно сказать и о темах внутри направления «Война и мир» – к 150-летию великой книги. Сегодня вспомним темы из направления "Год литературы" 501. Чтение как

Продолжаем рассматривать темы сочинений для самого компактного раздела «Природа и культура в жизни человека»

Природа и я. Фото из личного архива автора
Природа и я. Фото из личного архива автора

Каждый из двух первых подразделов соответствовал одному направлению прошлых лет:

Темы для итогового сочинения 2022 из закрытого банка: раздел "Природа и культура в жизни человека"
"Наука и человек": темы итогового сочинения из закрытого банка и список литературы

Третий подраздел шире: он, на мой взгляд, может содержать темы стразу трёх направлений:

  • Год литературы (2015)
  • Искусство и ремесло (2018)
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня (2021)
"Антигона" - спектакль про всех нас. Из фестивальной программы "Язык мира". Фото из группы ВК "Красноярский ТЮЗ"
"Антигона" - спектакль про всех нас. Из фестивальной программы "Язык мира". Фото из группы ВК "Красноярский ТЮЗ"

Кто-то из коллег включает сюда и темы, связанные с творчеством конкретного писателя (речь идёт о Лермонтове и Толстом), но я не буду этого делать. Мне кажется, что направление «Недаром помнит вся Россия…», приуроченное к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова, во-первых, тематически больше подходит ко второму разделу, во-вторых, в условиях упразднения тематических направлений правильнее давать тему, которую можно проиллюстрировать произведением любого писателя. Как-то некорректно, по-моему, сужать возможный литературный материал до одного Лермонтова. То же самое можно сказать и о темах внутри направления «Война и мир» – к 150-летию великой книги.

Сегодня вспомним темы из направления "Год литературы"

501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

502. Почему литературу часто называют «человековедением»?

503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

510. Какие произведения становятся классическими?

511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?

512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

513. Почему некоторые книги люди перечитывают?

522. Как история отражается в литературном произведении?

523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?

524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?

525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)

526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?

528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?

529. Книга, которую я прочту своим детям

530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?

531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?

533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?

541. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт)

543. Какое место литература занимает в Вашей жизни?

544. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

545. Чего я жду от новой книги?

546. Книги моего детства

547. Способна ли книга сделать человека лучше?

548. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)

549. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?

550. Какие книги Вам особенно интересны?

552. Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?

553. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Целесообразно, на мой взгляд, начать подготовку к сочинению именно с этих "свободных" тем, для которых и список литературы подбирать не приходится: бери любимую книгу (если таковая имеется, конечно) и пиши. Нет любимой книги - вспомни недавно прочитанную. Вообще ничего не читал - самое время начать. Например, вот эту:

"Старуха Изергиль" как источник аргументов к итоговому сочинению 2021/22