Белый танец всегда должен быть вальсом, но давайте к этому вернёмся в самом конце...
Вообще, я написал около трёхсот песен и стихов за всю свою жизнь, так что давайте идти от большего к меньшему...
Мой лучший год (как автора) был, на мой взгляд, 1999-ый. Там у меня получалось абсолютно всё - и песни писать новые, и записывать на плёнку написанные... Дальше уже потом пошло на спад, как мне кажется. Но я сегодня хочу рассказать, как рождалась и жила потом песня "Белый Танец". Причём, хочу рассказать не о лирике, а о механике написания песни. Сейчас вообще всё прояснится.
Когда эта песня, а мы сейчас говорим о "Белом Танце", только начинала рождаться на свет, то ощущалась она так себе... Очередной проходной мажорчик, трень-брень вроде как... Стандартняк. Мелодия сильная, но три аккорда, так, всё как-то меня это тяготило, как будто бы что-то не додумано, не докручено, не доделано...
И я решил вжать туда на последнюю долю в припев прям от души Gm (соль минор)... И всё сразу заиграло, заискрилось, очередной проходной медляк начал раскрываться совсем в иных красках... И тут я решил добавить ещё и текста...
Когда стало ясно, что по музыке уже достигнут ожидаемый предел, я решил переписать весь текст от начала до конца...
И вот я уже попробовал сбалансироваться... Поймать ту точку равновесия между красивой мелодией и умным текстом, чтоб слушатель в процессе не потерял ни того, ни другого...
Это адски тяжело... Я песни пишу с 13 лет, то есть последние тридцать, и кое-что начал недавно понимать в этом, так что могу ответственно заявить, что чем медленнее песня, тем умнее там надо расставить слова, иначе всё это в помойку. Любая очень быстрая песня может даже не иметь текста, потому что там это вообще не важно, но если ты поёшь медленно, то доносить суть обязан побуквенно...
И вот взяв на себя ответственность сыграть давно задуманный текст, я решил, что это будет медляк. Не может песня с названием "Белый танец" быть быстрее блюза. Значит надо было рассчитать внутренний ритм на 60 ударов в минуту или даже меньше. Два ударных слога и размер А-Б-Б-А сам меня обогнал, при том что я терпеть этот размер не могу. Ненавижу я его. Но он сам собой попёр, я лишь за собой еле успевал записывать.
На песню ушло минут десять, не больше. Как это и должно быть, ведь хорошие песни каждый раз писались за несколько минут, это непреложная истина. Вот когда начинаешь давить часами текст, то это всегда на выходе будет гуано полное, потом только в унитаз выкинуть и забыть навсегда как и не было вовсе...
Двадцать седьмое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года...
182. БЕЛЫЙ ТАНЕЦ
(27.12.99) текст и музыка Илья Ковалёв
1 КУПЛЕТ
Календарь расставил точки –
Как слетел Дамоклов молот.
Заступил в наш город холод
И его снежинка-дочка.
А в белом поле, чуть дыша,
Хромая светлым стерхом,
Капюшон накинув с верхом,
Где-то там брела душа.
ПРИПЕВ:
Закружился белый танец.
Заливался снег-возница,
Как подстреленная птица
Провожает небо...
Затерялся день-скиталец
В свистопляске лёд-пустыни.
И по всей земле и ныне
Вьюга да мороз-метель.
2 КУПЛЕТ
И вот она в его объятьях.
Бьётся сердце на запястье.
Если это звалось счастьем,
То они по крови братья.
А холод-снег сжимал ей пальцы,
Согревал пургой да стужей.
И если он кому-то нужен,
То должен нам навек остаться.
ПРИПЕВ:
Аккорды:
Bm A Em Em х 2
Bm A Em G
Bm A Em Em
ПРИПЕВ:
D A Em Em x 2
D A Em G
D A Em Em x 3
Gm...
Кода Gm A# D
Красиво. Бесспорно. Молодец.
Текст, если его внимательно прочитать по слогам, очень крут. Очень крут. Он меня самого опрокинул во время его написания. Я в какое-то мгновение даже перестал понимать, о чём я пишу, но слова почему-то складывались сами собой, и вот уже сейчас я с трудом понимаю, как это можно было всё так сгруппировать, собрать и срифмовать на два ударных слога в строке всего лишь...
Потом всё это красиво было положено на музыку, с минорной субдоминантой в припеве... А следом эту мою средненькую проходную песню сыграла и спела Таня, услышав моё её исполнение случайно на попойке после одной из репетиций Таниных песен, ведь я тогда ей помогал с аранжировками на соло-гитаре...
Когда я первый раз слушал, как она это сделала, я плакал. Это было у меня дома, слушал через свою мега-систему, но с простой кассеты, записанной через дырку мыльницы в ужасном качестве... Но это было гениально.
Потому что ... вот.... потому что... Боги иногда спускаются на землю....
Потому что есть вещи, которые нам - простым смертным - не подвластны. А им - да... А им легко. Им всё можно... Боги они такие...
Татьяна совершила невозможное, сыграв и спев мою песню ТАК, как я даже и не предполагал, когда её писал... Я охреневал, понимая, что это моя песня, но так, как её сыграла Таня, не сыграет больше никто и никогда, включая в этот список всех неумёх мира, и меня в том числе под номером один...
Знаете, я себя всегда считал неплохим музыкантом, не технарь, конечно, был гитарный, но мелодист сильный. Запилить люто - это не ко мне, а вот чтоб было красиво - по адресу. Но вот после того, как я услышал, как Таня сыграла мою песню, я чего-то сразу решил больше не играть вообще никогда ни на чём... В дальнейшем продолжении моего типа музицирования больше не было смысла... И сейчас нет тем паче...
Я всегда мечтал офигительно играть на фано. И даже пытался, ибо сольфеджио помню, да и теорию музыки немного знаю. И даже есть факт из моей жизни, что когда я в уме под ливнем у здания ГУМа писал песню "Июльская осень", что дала название одноимённому альбому в 1995 году, когда у меня не было под рукой гитары, я приехал к Лёхе в Крыло и записал её первый вариант, играя на пианино. У меня где-то даже есть запись того действа, когда я играл на фано всего ЧЕТВЁРТЫЙ раз в жизни...
(хотел сюда вставить ссыль на эту запись, но передумал, там всё совсем плохо и стыдно: играю, да, как могу, ошибся только два раза, но пою вообще мимо нот, позор, хоть и оправданный тем, что песня была написана за два часа до этого в уме)
Но вернёмся обратно. Спросите любого настоящего спортсмена, какое есть для него место, и он вам скажет, что только первое, ибо это и есть смысл его жизни... Я понимаю, что Таня величайший музыкант, поэтому мне нечего делать вообще в одно столетие с ней рядом...
Я поэтому и завязал с музыкой. Сальери от зависти и бессилия отравил Моцарта, а я просто признал, что Таня - гений, а я никто, поэтому мне надо уйти...
Да сравните сами, что я голословно лью тут по ушам...
И прошу прощение за качество записей: обе сделаны на встроенные микрофоны кассетных магнитофонов, то есть через маленькую дырочку на очень плохой микрофон с автоматическим регулированием уровня записи. Я их в своё время почистил как мог. Других записей в природе не существует. А я ещё и лажанул в последнем припеве, сбился с ритма, но писалось без дублей, для себя, чтоб не забыть песню. Я всегда так делал: написал песню, взял магнитофон и с одного дубля делал памятку, налажал, да пофиг, запись-то черновая... В общем, вот...
Таня - богиня, она умеет на фортепьяно сыграть то, что я думал про себя, то, о чём мечтал, то, что желал, но никому не говорил... А лично я - так, кустарь, ремесленник... Мне и дальше все оставшиеся дни с этим пониманием тупоты жить, а она прикасается к высшему свету...
Как и Машка (на фото внизу), что тогда с листа играла мою песню "Он называл её солнцем" на своём концертном рояле у неё дома на Мусы Джалиля, а я пел тогда свой концерт для наших институтских, вообще выйдя в астрал, даже не понимая, что она играет мою песню, это был просто какой-то соседний космос соседней галактики, как она это делала...
Мне очень сложно этот объяснить...
В этом мире есть люди не из этого мира...
В этом мире есть люди, перед кем моё восхищение и поклонение абсолютно. И навсегда. Потому что я не способен стать лучше, а они изначально не изготовлены быть хуже.
Помимо Маши и Тани есть ещё и Дэныч (тоже на фото внизу) - мой институтский закадыка - клавишник от бога и вообще мульти-инструменталист, он меня с Таней, кстати, тогда и познакомил. Так он тоже сыграл мне в одной аранжировке для Коша, помню, супер-партию на простом пластиковом синтезаторе ТАК, что я чуть не умер от зависти... (запись есть, но не дам, я жмот)
Вот повезло мне встретить в жизни столько офигительных музыкантов, супер-профессионалов, поцелованных богом во все места...
А я так, дурачок, клоун, просто постоял рядом с ними один раз...
Они - боги. А кто я?
У меня никогда не было ни одного таланта, хоть на сколько-нибудь близкого по масштабу к их дару... Я всего-лишь писал стишки и песенки, иногда даже очень неплохие, вообще не умея играть и петь, а они просто делали божественную музыку так, как мне даже и не снилось.
Есть вечные вещи, перед которыми наши жизни не имеют никакого значения, просто важно это понимать самому, без посторонних объяснений...
Почему Сальери отравил Моцарта? Он просто понял то, что понял я. Ремесленник никогда не достигнет уровня гения. Это невозможно.
Выше на фотографии, датированной осенью 1999 года, перед нашим институтом ГИТР на Полянке сняты герои этого рассказа: слева топорный деревянный я, посередине абсолютница Маша, справа мильти-инструменталист Дэныч, клавишник и автор музыки группы "Точка Росы". А Таниной фотки у меня нет и никогда не было, потому что мы с ней играли музыку несколько месяцев, но так ни разу вместе и не сфотографировались...
Хотя, может и сфотографировались, но у меня этих фоток никогда не имелось, ведь тогда мобильников ещё не было, фоткались на фотоаппараты, и фотографии были только у того, кто их делал, и наверное у кого-то они есть...
Я бы и сам на них взглянул с удовольствием, поскольку без визуальной памяти о Тане у меня как-то и жизнь не полноценна, поскольку её вокал и умопомрачительная игра на фано ТАК раскрасил мою песню, что я даже поделился этим с вами...
И да. Татьяна теперь очень известный музыкант, выступает под псевдонимом Алиса Апрелева, в Википедии много чего про неё есть. Жаль, про наши репетиции ни слова. А у меня ведь пару демок записанных из 2000-го года где-то вроде даже сохранено, надо поискать...
За сим вечно ваш
(с) Касым, 2023
П.С. Я сейчас взял в руки гитару и решил сделать маленький разбор, как эта песня была раньше написана... Сижу, брынчу, разбираю и думаю, а чего это я всегда в припеве сбиваюсь и ошибаюсь, делая простой брейк на две/четверти... И тут до меня только минуту назад дошло, что эта песня написана в размере шесть/восьмых, это, блин, оказывается всегда был вальс... Какой же я тупой... Я 25 лет играл её на 2/4 и постоянно сбивался и лажал, а она на 6/8 оказывается. Я написал песню не понимая вообще, как это играть... Господи, прости меня, я твой калечный дефективный сын ))))