Теренций – известный древний писатель 2 века до н.э., автор нескольких пьес, которые дошли до наших дней и представляют собой блестящий образчик латинского языка. Основные темы его произведений – быт, отношения мужчин и женщин, проблемы отцов и детей. Одно из лучших творений Теренция – бытовая драма «Свекровь», посвященная семейной интриге с участием молодого и старшего поколений. Хотя в центре внимания автора оказался любовный треугольник с участием взбалмошного юноши, публичной женщины и невинной девицы, все же лучше всего ему удались родители героя, которые проявляют жизненную мудрость, терпение и рассудительность.
Римскую публику волновали вопросы воспитания подрастающего поколения, и свою комедию «Братья» Теренций написал на злобу дня. В ней противопоставлены две семейные модели: демократическая и тираническая. Один герой держит молодого человека в ежовых рукавицах, второй, напротив, строит со своим подопечным равные, доверительные отношения. Развязка любовной интриги с похищением девушки отдает пальму первенства второму варианту, но с авторской оговоркой, что юное поколение все-таки не стоит слишком баловать и распускать.
Пьесы Теренция интересны, но не оригинальны. Очень многое он заимствовал из греческих комедий, которые в ту пору считались литературными эталонами как по стилю и языку, так и по сюжету. Главный вклад Теренция в римскую литературу заключается в развитии латинского языка. Его герои говорят чистым, изящным, даже изысканным слогом, лишенным анахронизмов (что считалось достижением). Язык Теренция получил признание Юлия Цезаря (который помимо полководческих талантов обладал писательским даром) и выдающегося оратора Цицерона. Но языку Теренция не хватает сочности и динамичности, которые бы приблизили его героев к широкой аудитории. Рафинированная речь его персонажей приводит в восторг литературных эстетов, но навевает скуку у среднестатистического читателя.
В свое время пьесы Теренция были чрезвычайно популярны у эллинофильствующих аристократов и не сразу получили признание в римском обществе, которое по достоинству оценило их только во время империи. Вторую жизнь они обрели в средневековье и Новое время. Его техника построения композиции, изящные сюжетные ходы и, конечно, рафинированный язык охотно заимствовали церковные и светские авторы при написании своих сочинений.