Продолжу повествование о предках Иисуса.
Святая Анна, на иврите «милость, благодать», бабушка Христа по Матери, в христианстве богопраматерь. В каноне она не присутствует, зато упоминается в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея».
Как я уже указал, происходила она из колена Левиина из рода первосвященника Аарона, брата Моисея. Это очень важно для христиан, так как ее брак с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождение Марии соединяют две важнейшие генеалогические линии Священного Писания: царская и мессианская Давида и священническая Аарона. По преданию, обе эти линии сливаются в Иисусе как Мессии и одновременно Небесном Иерее.
Средневековые западноевропейские авторы, особенно творец «Золотой легенды» - популярного, полного выдумок апокрифа, насочиняли, будто Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, еще дважды выходила замуж и родила еще двух дочерей, каждая из которых тоже получила имя Мария. Это полная чушь. Во-первых, прабогоматерь и в первый раз родила чудом, будучи в преклонных для того времени летах. Во-вторых, она скончалась в возрасте 79 лет вскоре после кончины супруга. Вот уж поистине завидная невеста да еще способная дать жизнь еще двоим дочерям! В-третьих, называть всех трех дочерей одинаково - нелепость: что, в Иудее имен не хватало?!
Из-за этой средневековой несуразицы у некоторых библиеведов возникла проблема Сродников Господних или Святой Родни, о которой расскажу позже.
Впрочем, концепция трех браков Анна была в середине XVI века осуждена Тридентским собором. Святой Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только единожды. С ним солидарна вся православная традиция. По Дмитрию Ростовскому, отец Анны, священник Матфан, был женат на женщине по имени Мария из колена Иудина, родом из Вифлеема, и имел трех дочерей.
Иоаким и Анна поженились, когда жениху исполнилось 20 лет. Анна родила Марию, будучи сорокалетней. Богоматерь — двоюродная сестра Елисаветы, жены жреца Захарии. Елисавета происходила из рода Аарона, главного левитского рода. Значит, Мария вышла не только из колена Давида, но и из племени священников.
Имена дедушки и бабушки Христа с материнской стороны имели сакральные значения. Иоаким - «Яхве восстановил». Анна, на иврите и арамейском Хана — «благодатная». По средневековой легенде, она в детстве получала пищу от оленя. В 710 году ее мощи были перенесены в Иерусалим (скорее всего, из Галилеи, где она умерла), хотя с 635 года бывшая столица Иудеи была уже священным мусульманским городом. В 1677 году папа Иннокентий XI осудил неаполитанского богослова Империала, утверждавшего, будто св. Анна после зачатия Богородицы осталась девственницей. Иезуит Ксавье полагал, что родила она Марию в пятницу 11 сентября, а не 8 сентября, как принято считать.
Иоаким и Анна сначала жили в пещере под Иерусалимом, сохранившейся до наших времен. Потом переехали в Сепфорис, оттуда — в Назарет. Богатство Иоакиму принесло, судя по его многочисленным стадам, скотоводство.
В Иерусалиме есть базилика святой Анны, построенная на том месте, где, согласно католическому преданию, увидела свет Богоматерь.
Продолжение - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3543/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.