Перед началом работы на маркетплейсе у каждого продавца возникает важный вопрос, как организовать продажи: торговать со своего склада или со склада маркетплейса. И одна из задач аккаунт-менеджера – помочь своему клиенту определиться.
Давайте разберемся, какую из схем работы лучше выбрать и что при этом учитывать.
Итак, как правило, маркетплейсы предлагают один из двух вариантов сотрудничества:
✅продажи со склада торговой площадки (FBO);
✅продажи с собственного склада поставщика (FBS).
Система сотрудничества по схеме FBO означает, что всю работу, которую необходимо совершить с товаром с момента оформления заказа до его получения, выполняют сотрудники склада маркетплейса.
Продавцу в данном случае остается лишь правильно оформить заявку на поставку и подготовить нужную документацию.
Плюсы этой схемы очевидны:
➕удобство работы при отсутствии у поставщика собственных складов;
➕позволяет сэкономить на логистике;
➕быстрая отгрузка (заказчик получает свой товар в короткие сроки, поскольку он уже есть в наличии на складе площадки);
➕партнер маркетплейса освобождается от множества забот по правильной и своевременной подготовке заказа к отгрузке и транспортировке до сортировочного центра.
Но есть и минусы:
➖за доставку и хранение на складе площадка берет определенную комиссию;
➖отгружать недорогие товары на склады маркетплейса невыгодно – комиссия за доставку и хранение будет несоразмерна стоимости продукции;
➖невостребованные товары можно забрать, но за то, что вам ваши товары найдут на складе, и подготовят к отгрузке придется заплатить;
➖для своевременной поставки продукции на склады некоторых маркетплейсов необходимо ждать определенной даты, когда осуществляется прием товаров от партнеров;
➖при возврате заказа продавец также обязан заплатить платформе за услуги по обратной доставке;
➖при длительном хранении (как правило, более 61 дня) маркетплейсы взимают дополнительную посуточную оплату за каждый артикул изделий, которые плохо продаются.
Система работы по схеме FBS означает, что селлер хранит всю продукцию на собственном или арендованном складе, а также:
✅самостоятельно принимает заказы;
✅собирает отправления;
✅упаковывает/маркирует их согласно требованиям конкретного маркетплейса;
✅готовит пакет сопроводительных документов;
✅доставляет товар на сортировочный центр платформы или отправляет в пункты выдачи курьером.
🆕 Как раз в отношении последнего пункта с 21 сентября этого года на Wildberries вступают в силу изменения. Поставки по модели "Маркетплейс" (Продажа со склада продавца) в Москве и Московской области будут осуществляться только через склады и сортировочные центры. Так как у Wildberries широкая сеть сортировочных центров, число которых постоянно увеличивается, это значительно ускорит процесс доставки товаров со складов продавцов.
Преимущества работы с собственного склада:
➕нет необходимости доставлять продукцию на склад торговой площадки;
➕полный контроль над остатками товара на складе;
➕не нужно платить комиссию за хранение и транспортировку, а также переплачивать за неликвидные позиции и оплачивать возврат залежавшегося товара;
➕не происходит «заморозка» финансовых оборотных средств (как в случае с хранением на складах маркетплейса).
Но и недостатки в такой схеме, конечно, тоже присутствуют:
➖необходимо нанимать сотрудников для обработки заказов;
➖есть затраты на упаковку и ответственность за соблюдение всех правил упаковки (в сортировочном центре могут не принять товары, упакованные с нарушением правил);
➖самостоятельная организация транспортировки в курьерскую службу маркетплейса или до получателя.
Как видите, в каждой из этих схем работы есть свои плюсы и минусы. Как определить, какая схема подойдет для вашего клиента?
Проанализировать специфику продукта, местоположение продавца, наличие необходимых ресурсов, а также текущие цели. И уже отталкиваясь от полученных данных, дать рекомендации своему клиенту.
🔥Кстати, в программе курса “Менеджер Wildberries” целый отдельный модуль посвящен управлению поставками. Мы подробно разбираем все нюансы каждой из возможных схем.