Взрослых обеспокоило такое отношение мальчика к искусству, и они приняли меры. Витеньку с родителями позвала в гости тетя Зоя. Там уже были девочки Роза и Зина, которые участвовали в том представлении. Девочки были намного старше мальчика. Обе были красивы, каждая по-своему. Зина была с длинными белокурыми вьющимися волосами. Роза была не менее красива, но выглядела по-другому. У нее не было обычной девчоночьей прически. Головка Розы была подстрижена коротко, как у мальчишки. Если Зину украшали вьющиеся волосы, то Розу украшали глаза, лучившиеся приветливостью и добротой. Витя считал, что девочек украшают их длинные красивые волосы, и очень удивился, увидев, что Роза очень красива и без обычных девчоночьих волос. Трудно было даже сказать, какая из подруг красивее. Взрослые занялись своими разговорами, а мальчика поручили девочкам, которым тетя Зоя сказала:
– Этот мальчик так испугался вашего льва, что не смог до конца посмотреть представление. Расскажите ему, как все было на самом деле, чтобы он больше ничего такого не боялся.
Витенька тогда плохо относился к девчонкам. Он не общался с ними, но взрослые женщины внушили ему, что все девчонки плаксы и ябеды. Когда мальчик плакал ему говорили: «Что ты Витенька плачешь и плачешь, как девочка. Ведь ты же мальчик!» Стоило ему поябедничать, как ему говорили: «Не ябедничай! Ты же не девчонка, чтобы ябедничать».
А еще мальчик знал про девочек, что они обожают врать. В этом мальчик был уверен, так как мама читала ему книжку про такую девочку. Вся семья упаковывает вещи, собираясь на дачу, а девочка этому мешает. Она врет, выдумывая такое, что взрослые вынуждены идти проверять, тратя драгоценное время на то, чтобы убедиться, что девочка врет. Девочке пригрозили закатать ее в тюк с вещами, если она не прекратит врать. В ответ девочка стала еще пуще врать. Она стала просить, чтобы ее закатали в тюк с вещами, поставив тем самым всех взрослых в тупик. Никакие уговоры не помогали. Только и слышалось: «Закатайте же меня! Что Вы меня не можете закатать?» Она так надоела и так мешала всем, что ее, наконец, завернули в одеяло и матрас, которые надо было отвезти на дачу, и затянули сверху ремнями с ручками. В книжке был рисунок. На нем был изображен тюк, туго затянутый ремнями. Тюк лежал ручками вверх. С одного бока тюка торчала голова девочки, а с другого ее ножки в туфельках. На другом рисунке тюк стоял на девчоночьих ножках, а ручка торчала сбоку. Ждали, что девочка заплачет и попросит высвободить ее, обещая больше не врать. Нет! Она продолжала врать, что ей хорошо и удобно. Девочка обожала вранье, которое не проверишь. Поди проверь! Запакованную девочку уложили вместе с вещами на телегу, и повезли на дачу. Вот как девчонки любят соврать! Они могут даже вытерпеть сильные мучения, чтобы только успешно соврать!
Витя ждал, что Роза и Зина будут ему врать про цирк, как та девочка. Мальчик был к этому готов. Он решил девчонкам не верить. Обмануть его им будет ох как непросто!
Девочки сказали, что Лев, который выглядел страшным, не был настоящим. Его оживляли две девочки, сидевшие внутри и сами дрожащие от страха. Ожидания мальчика сбылись. Девчонки ему врали. Но разве его проведешь! Он сказал:
– Врете вы! Лев был живой! Я это видел! Девчонок внутри льва не было. Они там не уместятся.
– Да нет же! Внутри льва были Катенька и Леночка.
– Вы что! Надо же так врать! Лев рычал! Громко рычал! Девчонки так рычать не сумеют. Они только визжат! Лев же хвостом вилял. Только живой, настоящий лев может вилять своим хвостом!
Девчонки решили не спорить с мальчиком, а подробно рассказать ему про льва, так как они про льва все знали. Рассказывали они ему по очереди перебивая друг друга, следующее. Катенька и Леночка, которые оживляли льва, хотели хоть раз взглянуть на льва снаружи. Они просили девочек нарядиться львом. Исполнить эту просьбу вызвались Роза и Зина.
Для начала им вставили в рот по рычалке. Затем девочек полностью затянули в узкое, гладкое трико. Оно, натянутое на голову и лицо, закрепило рычалки, полностью заткнувшие девочкам рот. Девочки могли очень громко рычать, дуя в свои рычалки, а сказать они уже больше ничего не могли. Им сказали, что, если будет трудно, больно, но терпимо, надо рычать один раз, труднее два раза, а станет нестерпимо, то три раза или не переставая. Ноги Розы с трудом втиснули в передние лапы льва, а ноги Зины в задние. Зина, лежа на брюхе льва, сквозь сеточку видела пол и передние ноги льва. К рукам Зины прикрепили ленточки и объяснили ей, что, если потянуть за одну ленточку, то хвост льва повернется в сторону, а, потянешь за другую, то он повернется в другую сторону. Если же потянуть сразу за обе ленточки, то хвост задерется вверх. Зина попробовала и ей сказали, что хвост ее слушается. Накрывая девочек верхней частью льва, руки Розы втиснули в челюсти льва, а ее голову еле-еле вставили в голову льва. Розе объяснили, как она должна двигать руками, чтобы открывать и закрывать пасть льва. Обе половинки льва скрепили, сплюснув девчонок так, что они готовы были зарычать по три раза, но вытерпели. Девочки стали львом, дав возможность Катеньке и Леночке взглянуть на него, а им узнать, каково девочкам быть внутри. Хотя внутри льва девочкам было жутко тесно и неудобно, но зато лев выглядел настоящим и с виду был очень страшным. На самом деле лев совсем не страшный. Он был неуклюжим и беспомощным. Девочки в нем стиснуты и дрожат от страха. Вдруг выскочит какой-нибудь мальчишка и станет льва дразнить. Лев не может ни прогнать мальчишку, ни убежать от него. Представление будет испорчено. Чтобы мальчишка не выскочил, надо, чтобы льва сильно боялись. Лидия Ивановна говорила девочкам, что короля и королеву играет их окружение. Страшного льва играют мальчишки, которые его боятся. Лидия Ивановна просила девочек, разыгрывая жуткий страх, помнить, что они мальчики. Им ни в коем случае нельзя визжать по-девчоночьи.
Все это, включая и то, что на арене мальчиками были девочки, девочки мальчику рассказали.
«Ну каковы девчонки! Ну и врут же они! – подумал Витя, услышав рассказ. – похлеще той девочки, про которую мне читала мама. Та девочка здорово врала, но куда ей до этих!».
– Вы опять мне все наврали, – сказал Витя, – на арене полно мальчишек. Нечего льву бояться, его есть кому защитить. Мальчишки на арене здорово умеют драться, они быстро прогонят любого мальчишку!
– Мальчики на арене не могут выручить льва. На самом деле все они девчонки. Им с мальчишкой не справиться.
– На арене не было никаких девчонок! Ни одной! Там были только мальчишки! Прямо рядом со мной стоял мальчик. Это уж точно был мальчик! Не врите, что это была девчонка! Ни за что не поверю! А как он дрался! Так драться не всякий мальчишка может, а Вы говорите девчонка! Врете вы все!
Тут девочки поняли, что влипли. Они напрасно сказали мальчику, что артистами были только девочки. Хорошо еще, что девочки не успели сказать мальчику, что тем мальчиком, который стоял рядом с ним, была Роза. Этому мальчишка ни за что бы не поверил и уже не верил бы ничему, что бы ни говорили ему девочки. Девочки решили точно также, как и про льва рассказать мальчику подробно и по порядку правдивую историю того как и почему в цирке роли мальчиков исполняли девочки.
Закончив рассказ, Роза сказала Витеньке:
– Знаешь, ведь и я, и Зина – мы тоже были мальчишками. Вот посмотри на нас! Мы покажем тебе, как мы дрались. – Девочки затеяли драку. Роза дралась как тот мальчишка, которым Витя так восхищался в цирке.
– Ну вот, Витенька, мы показали тебе, как девчонки дерутся. Похоже на настоящую мальчишескую драку. А это сложный танец, которому надо долго учиться. Вот смотри, как мы разучивали этот танец.
Девочки снова будто бы начали драку, но медленно, останавливаясь, чтобы показать Вите движения и позы. Мальчик убедился, что это вовсе не драка, а танец с движениями, требующими ловкости. Роза сказала:
– Витенька! Ведь это я была тем мальчиком, который дрался лучше всех, такая у меня была роль, и это я стояла рядом с тобой. Я была подстрижена наголо, в точности, как мальчишка, чтобы могла выступать без шлема. Видишь! У меня до сих пор волосы еще не отросли. Взгляни на меня внимательно, как ты смотрел на меня в цирке.
Роза взглянула на Витю не добрейшим девчоночьим взглядом, а злым, мальчишеским. Витя его узнал!
– Вот теперь посмотри мой испуганный взгляд!
Витя и этот взгляд узнал. Роза рассказала мальчику, как она стала главной забиякой
Все то, что девочки Вите рассказали и показали, полностью убедило недоверчивого мальчика, что девчонки его не обманывают. Девочки с таким участием к Вите и так подробно беседовали с ним, так ласково смотрели на него, что он первый раз в жизни проникся глубокой симпатией к девочкам. Доброе и ласковое отношение Розы и Зины мальчика особо подкупало. В его глазах эти девочки были умелыми и смелыми героями. Ведь они отважились выступить в цирке, да еще и в роли мальчиков! Да и каких мальчиков! Таких мальчишек не сыскать среди мальчишек! Этим же надо так гордиться! Витя этих девочек видел великанами, возвышающимися над всеми мальчишками, чувствуя себя при них жалким пигмеем, которого девчонки должны жутко презирать. Однако они этого не делали, а относились к Витеньке очень по-доброму.
Девочки с таким участием к Вите и так подробно беседовали с ним и так ласково смотрели на него, что восхищенно смотрел на них во все глаза, переполненный признательностью за их доброту. Дети по понятиям мальчика, быть такими добрыми не могут. Так ведут себя с мальчиками только добрые сказочные феи. Роза и Зина, показали Вите, что милые добрые феи приходят к мальчику не только в сказке.
То, что девочки Вите рассказали, не только избавило мальчика от страха и удивило, а вызвало у мальчика и чувство обиды, обиды до слез. Витя был уверен, что не испугается девчонок, как бы те ни вырядились, какими бы страшилами они ни стали.
Окна квартиры Витеньки выходили на дворик, где играли только девочки. Мальчишки играли на соседнем дворе, на который выходила дверь Витиной квартиры. Мальчишки играли, точнее дрались, только на своем дворе, а в соседний малюсенький дворик они никогда не заходили. Мальчику через окно, которое было на уровне земли, был виден весь дворик и играющие на нем девчонки. Можно было смотреть, как девчонки играют. Однако это было мальчику неинтересно. Девчонки выносили на двор всякую мебель даже столы и стулья и играли там со своими куклами, укачивали их, кормили. Что в этом может быть интересного? Случайно мальчик подсмотрел девчоночью игру, которая его заинтересовала. Эта игра называлась у девчонок "пугать маленького". Начиналась эта игра с того, что девочки лазили по сараям и чердакам, появляясь во всевозможном тряпье. Свои лица они до неузнаваемости вымазывали углем и чем-то еще. Надевали они на себя все то, что можно было надеть и даже то, о чем и не подумаешь, что это можно надеть. Девчонки напяливали на себя мешки, сделанные из рогожи, сооружали себе бороды и усы из той же рогожи или из мочала. Цель при этом была одна: стать как можно страшнее. Когда это цель, по мнению девчонок, достигалась, то они выбегали во двор и носились по нему, пугая своим видом и поведением маленьких девочек, тихо игравших во дворе со своими куклами.
Маленькие девочки в страхе визжали и метались по двору, чтобы не попасть в лапы страшил, которых они ужас как боялись. Стоило страшиле сделать шаг по направлению маленькой девочки, как та с визгом отскакивала, и убегала прочь, что было сил. Страшилы долго наслаждались тем, что пугали маленьких, которые боялись их все больше и больше.
«Глупые пугливые девчонки – считал Витя – Я визжать и метаться по двору при виде этих страшил не стал бы. Я сдирал бы с девчонок их тряпье и рогожу! Эти страшилы вовсю бы улепетывали от меня, окажись я в этом дворике».
В результате такого зрелища, Витя был уверен, что ни за что не испугается никакой девчонки, какой бы страшилой та ни вырядилась! Вдруг он девчонок, наряженных львом, до ужаса испугался. Это мальчику было обидно.
Было ему обидно, и то, что он принял девчонок за мальчишек. Он, как и те мальчики, которые были в массовке вместе с девчонками, был уверен в том, что девчонки недостойны быть мальчишками. Их нельзя принимать за мальчишек, как бы этого девчонкам ни хотелось. Нельзя и все. Он на месте тех мальчишек тоже стал бы девчонок разоблачать, чтобы их за мальчишек не принимали. Да он был уверен в том, что девчонку за мальчишку принять нельзя. Уверен был в том, что никакая девчонка не сможет, да и не посмеет нарядиться мальчишкой так, чтобы не узнали в ней девчонку. Девчонку же сразу видно, что она девчонка! Мальчик был полностью уверен, что так должно быть, а иначе нельзя, что никакая девчонка обмануть его мальчишеским видом не сумеет. Он ее сразу же узнает! И вдруг его девчонки обманули и как обманули! Так здорово обманули, что он даже уверял девчонок, что он точно видел мальчишек, а не девчонок, хотя на арене точно были девчонки. В этом теперь у мальчика сомнений никаких не осталось. А Роза! Эта девочка в его глазах таким мальчишкой была! Как же его так обманули! Обида многократно усиливалась тем, что он настойчиво уверял девчонок в том, что они врут ему, что это девчонки.
В то время мальчик был плаксой. Он плакал от малейших обид, а от этой колоссальной обиды надо бы очень сильно разревется. Но ему было так хорошо с девочками, что он не разревелся. У него от этих обид только лишь чуточку глаза наливались слезами. Ему было так интересно с девочками, что мальчик всеми силами старался не плакать. Однако, умея хорошо плакать, Витя совсем не умел сдерживать плач. Никогда до этого ему сдерживать плач не приходилось. Только тут это понадобилось, так как при девчонках мальчик плакать не хотел. Девчонки были так милы с ним, так ласковы, у него к ним было такое теплое чувство, что при них плакать ему совсем не хотелось. Но с обидами мальчик справится не мог и у него были слезки в глазах, а иногда он тихонечко невольно даже всхлипывал.
Роза и Зина поняли, что свою задачу они полностью решили. Они рассказали мальчику все, как было. Он им поверил и избавился от страха. Избавить мальчика от страха была их основная цель. Девочки хотели убедиться в том, что она достигнута. Надо бы показать мальчику льва и посмотреть, испугается мальчик его или нет. Льва не было, и девочки решили его сыграть. Роза всунула свои руки в воображаемую пасть льва, раскрывая и закрывая ее. Можно махать перед ним этой пастью сколько угодно, а он не испугается. Что Витя испугался не пасти льва, а взора его глаз, девочкам в голову не могло прийти.
В это время Зинина мама, взглянув на девочек, увидела, что они показывают мальчику льва. Обратила внимание, что Роза размахивает руками так будто бы лев разевает свою пасть. Зачем это девочки делают неясно, но так и запугать мальчишку можно. Неужели девочки вовсю стараются запугать мальчишку? Женщину заинтересовало поведение мальчика. Присмотревшись внимательно к Витеньке, женщина заметила в глазах мальчика слезки и услышала звуки, похожие на сдерживаемое всхлипывание. Ей стало ясно, что мальчишку глупые девчонки снова запугали.
И что тут началось! Взрослые кинулись девочек ругать.
– С таким исключительно нервным мальчиком надо вести себя спокойно и не надо изображать перед ним льва, махая во всю руками – такого и взрослый-то, чего доброго, испугается.
– Глупые девчонки опять запугали мальчишку до слез.
Так рассуждали взрослые. Витя пытался объяснить им все. Он сказал: «Льва не боюсь! Там девчонки!» но взрослые и не поняли, о каких девчонках говорит мальчик, и не хотели ничего понимать. Им было все ясно! Витенька был в положении девочек, которые не могли ничего сказать, когда им в рот вставили рычалки. Его рычалкой были слезы. В отличие от девчонок с рычалками мальчик говорить мог, но это было бесполезно. У взрослых слезы мальчика были рычалкой с таким приоритетом, что она полностью затыкала ребенку рот.
Девчонок как следует отругали и повели домой. Вместо благодарности за доброе и умелое обращение с маленьким ребенком, девочки получили от взрослых иное, без сомнения, мало приятное. Такова, к сожалению, женская доля – удел не только этих, а и многих других добрых фей и ангелов.
Это было так несправедливо в отношении добрых фей, которыми были девочки, что бедный Витенька громко заревел. У мальчика уже в те годы было обостренное чувство несправедливости. Любая несправедливость вызывала у него сильнейшее негодование, а так как это негодование никакого выхода не имело, то результатом его были только слезы. Но какие слезы! Эти слезы выражали глубокое горе. Это уже не обида, а горе, вызванное явной жуткой несправедливостью, с которой мальчик смириться не мог. Горе усиливалось тем, что он был сам его причиной. Ему было так хорошо с девочками! Зачем плакал? Не плакал бы, и все бы обошлось! Мальчик плакал громко, лил горькие слезы, текущие ручьем. Его глубоко и сильно обидели взрослые, обругав и прогнав девочек, ставших для него такими добрыми феями, каких не бывает даже в самых добрых сказках.
Взрослые принялись Витю успокаивать. Они были уверены, что скоро мальчик успокоится. Плакать нет больше причины. Девчонок, запугавших мальчика, отругали и увели, так что бояться теперь нечего.
Витенька плакал целыми днями. Успокаивали его так, что вынуждали только больше плакать. Взрослые решили, что во всем виноват цирк и девчонки, которых нельзя было подпускать к мальчику. Ну и глупые девчонки! Надо же до чего запугали мальчишку. Витю боялись водить и не водили, ни на какие представления, ни в театры ни на какие зрелища.
Для Вити этот случай был первым, когда он был восхищен девочками. Потом это бывало многократно и столько раз, что уже и пальцев на руках не хватит.
КОНЕЦ
Продолжение и конец серии рассказов в следующем рассказе
Предыдущие серии:
1. "Девочки-спасители": начало войны
2. "Девочки-спасители": первый сильнейший страх
3. "Девочки-спасители": цирковое представление