Найти тему

"Девочки - спасители": цирковое представление

В предыдущем рассказе мы остановились на том, что цирк задумал дать представление для детей силами самих детей. Это предложила Лидия Ивановна. Она была в цирке фокусником и выступала в мужском костюме, выдавая себя за мужчину. Иначе фокусы не получаются. Она превращала девушку в грозного настоящего льва, распиливала девушку пополам, превращала клоуна в девушку и делала другие подобные фокусы. В цирке Лидия Ивановна пользовалась большим авторитетом. Все фокусы ей отлично удавались. В старинном мужском костюме фокусника Лидия Ивановна выглядела красивым юношей, которым можно любоваться. Так выглядеть на публике тоже был фокус Лидии Ивановны.

Реализовывать свое предложение пришлось самой Лидии Ивановне. Хорошо, что ей никто не отказывал в помощи. Все делали все то, что могли, но никто, кроме Лидии Ивановны не знал, что и как надо делать с детьми. Этим занялась сама Лидия Ивановна.

Для участия в представлении пригласили мальчиков и девочек.

Лидия Ивановна не хотела и не собиралась приглашать девочек, так как в представлении, которая она задумала, девочкам было делать нечего. Но девочек пришлось приглашать, так как девушки, оживлявшие чудищ, в которых Лидия Ивановна превращала свою сестру, не хотели себя мучить, превращаясь в чудищ на детском представлении. Они предложили, чтобы чудищ оживляли девочки, которых пригласит Лидия Ивановна, а они отберут из них особо ловких, гибких и терпеливых девочек, обучат их, и будут им помогать. Костюмы чудищ были столь сложными, что втиснуться в них и оживлять их было трудно. Поэтому Лидии Ивановне пришлось пригласить и девочек.

Главным героем представления был фокусник, маг и волшебник, роль которого взяла на себя Лидия Ивановна. Главная героиня представления была дочь артиста цирка. Девочка мечтала стать артисткой, готовилась к этому и уже многому обучилась. Лидия Ивановна организовала детское представление в расчете на эту девочку. Роль детишек на арене сводилась к их участию в массовке, заполняющей арену.

Из приглашенных девочек девушки отобрали тех, которые жаждали и могли оживлять чудищ. К ним добавили девочек на роли их помощниц. Все равно ролей на всех девчонок не хватило, так что многие девочки, пришедшие для участия в спектакле, остались без ролей.

Для участия в массовке ни особой девчоночьей гибкости, ни ловкости, терпения и старания не требовалось. Требование было одно. Надо было быть мальчиком и только мальчиком. Девочкам участвовать в массовке не полагалось. Роль массовки, кроме того, что она заполняла арену, состояла в том, чтобы загонять героиню туда, где ее превратят в чудище, и охранять ее там во время превращения. Зрители должны быть уверены, что девочка там и никого там не может быть, кроме нее. Когда на месте девочки оказывается чудище, то это событие для зрителей должно означать, что девочка превратилась в это чудище. Дети могут быть грозными стражами только, если это мальчики. Девочкам такая роль никак не подходит.

В превращениях, которые показывала Лидия Ивановна на представлениях, чудища, в которые она превращала свою сестру, были в железных клетках и только громко рычали. Они должны были только чуточку двигаться внутри клетки, показывая, что они живые. И все. Больше от чудищ ничего не требовалось. В детском представлении Лидия Ивановна решила выпустить чудищ на арену. Это детям будет интереснее и продлит представление, в котором никто, кроме Лидии Ивановны не участвует. Чудища двигаться по арене еще могут, а защитить себя от выскочившего мальчишки они уже не могут. Единственной их защитой является страх и ужас перед ними. Поэтому задачей массовки было разыгрывать страх перед чудищем, делать его таким страшным, чтобы ни один мальчишка не выскочил его дразнить. Страх робких девочек перед чудищами ничего не дает, а когда в ужасе разбегаются отчаянно смелые мальчишки, то это впечатляет. Распиливать девочку пополам, прокалывать ее насквозь шпагой, тоже дело не девчоночье, Заполнять арену, загонять героиню, куда надо и даже пилить и прокалывать ее девочки еще могут и могут сделать это даже лучше мальчишек, хотя зрители этого не примут, так как это дело не девчоночье. А, вот, сделать чудища страшными для мальчишек девочки абсолютно неспособны. Получилось так, что нет ни одного действия массовки, которое бы не требовало участия мальчиков, и оправдало бы участие в ней девчонок. Поэтому Лидия Ивановна принимала в массовку только мальчиков и не брала никаких девочек.

Однако мальчиков, хотя их весьма настойчиво приглашали, пришло слишком мало. Массовка не набиралась, а девочек, оставшихся без ролей, было много. Лидия Ивановна ждала мальчишек, которые могли подойти, но девочек ей было жалко. Она утешала их, как могла, объясняя им, почему в массовке должны участвовать только мальчики. Девочки внимательно слушали Лидию Ивановну, соглашаясь с ее доводами в пользу мальчиков, а результат оказался неожиданным. Мальчишек все нет и нет, а девочки надумали проситься в массовку, соглашаясь быть в ней мальчишками. Лидия Ивановна не предполагала заставлять девчонок играть роли мальчиков, но раз девочки сами это предлагают, то почему бы и нет?

Лидия Ивановна, видя, что представление срывается, а девочки сами напрашиваются на исполнение роли мальчишек, то она решила разбавить мальчиков девочками, нарядив их мальчиками. При этом очень хорошо, что мальчики в массовке есть, так как, за мальчишек гораздо легче принять девчонок, находящихся среди мальчиков, и неотличимых от них.

Приняв девочек в массовку мальчишками, Лидия Ивановна тем самым показывала очередной фокус с превращением девочек в мальчиков. Надо было, чтобы публика в это превращение поверила. Это было и делом чести фокусника и необходимо для успеха представления. Лидия Ивановна решила посмотреть, как получается этот фокус сначала не на публике, а на работниках цирка. Она просила девочек переодеваться мальчиками так, чтобы никто этого не видел. Надо, чтобы ни одного мальчика в цирке никто не видел девочкой. Пусть девочки приходят в цирк на репетиции уже в виде мальчиков, нарядившись мальчиками дома, или у подруги или у знакомого мальчика.

Существенно, что описываемые события были в 1929 году. В то время женщины еще не носили брюк. Мало того, что не носили и не имели, а эта одежда, как мужская, была для женщин и девочек под запретом религии, которая в те годы была среди народа еще сильна. Поэтому штанишки в те времена служили верным признаком мальчика. Таким верным, что ребенка в штанишках не только не примут за девочку, а никому и в голову не придет, что это может быть девочка. Поэтому девочке тогда преобразиться в мальчика было просто. Надо надеть мальчишеские штаны и все. Выдать девочку могло при этом только что-то такое, чего у мальчиков совсем не бывает, а бросается в глаза. Это могли быть длинные девчоночьи волосы. Лидия Ивановна нашла способ этого не допускать. Артистам массовки как мальчикам, так и девочкам выдали мальчишеские красноармейские шлемы, под которые девочки могли прятать свои волосы. Тогда такие шлемы с гордостью носили все мальчишки, у кого они были.

В результате фокус с превращением девочек в мальчиков удался. Девочкам доводилось слышать от работников цирка: «Ну-ка, мальчик! Поди-ка сюда!» Всю массовку сотрудники цирка считали состоящей целиком из мальчиков. Все циркачи, как артисты, так и те, кто их обслуживает, удивлялись тому, как Лидии Ивановне удалось набрать столько хороших мальчишек – таких старательных и послушных. Некоторые циркачи, прослышав о таком чуде, специально ходили любоваться на неизвестно откуда взявшуюся у Лидии Ивановны ватагу отличнейших мальчишек, таких смирных, терпеливых и послушных, которых не бывает. Циркачи считали, что столько мальчишек способны разнести цирк в щепки, а они у Лидии Ивановны на удивление спокойные и послушные, как дрессированные тигры в руках у хорошего дрессировщика.

Девочек в массовке было намного больше, чем мальчишек. Поведение массовки определяли именно девочки. Они были активнее, быстрее соображали, что к чему, и быстрее действовали. Мальчишкам ничего не оставалось как вести себя в стаде девочек так, как и все стадо – смирно и спокойно по-девчоночьи. Девочкам нравилось быть мальчиками, а особенно нравилось быть мальчиками среди мальчишек, которые по виду от них ни капельки не отличались.

Мальчишкам не нравилось быть в точности такими, как девчонки, да еще и среди девчонок, так похожих на мальчишек, что их от мальчишек не отличить. Это мальчишкам не нравилось, но было еще терпимо, а гораздо больше их раздражало то, что девчонок принимают за мальчишек. Мало сказать, что это раздражало мальчишек, Некоторых из них это просто так бесило, что они не могли с этим смириться. Какие же это мальчишки! Они же только всего на всего девчонки, недостойные быть мальчишками! Недовольные мальчишки отсеялись. Добавили девочек. Добавлять девочек было просто. Для этого достаточно было сказать девочкам, чтобы те привели подружек. Оставшиеся мальчишки, чтобы девчонок не считали мальчишками, принялись разоблачать девчонок. Они дергали девчонок за не полагающиеся им штаны, пытаясь их сорвать, расстегнуть или порвать. Дергали так сильно и неожиданно, что девчонки визжали, выдавая себя. Мальчишки срывали с девочек шлемы, скрывающие девчоночьи волосы.

Девочкам так нравилось, что мальчишки уделяют им внимание, что они не только не жаловались на то, что их обижают мальчишки, а, наоборот, хвастались друг перед другом, кому из них больше от мальчишек достается. Девчонки завидовали Зине, которой доставалось от мальчишек больше других. Все девочки были похожи на мальчишек, но Зина была таким мальчишкой, который был похож на мальчика больше некоторых мальчишек. Поэтому ее особенно старались разоблачить, и ей крепко доставалось от мальчишек. Девочки поняли, что, чтобы привлечь к себе внимание мальчишек надо вовсю стараться быть похожими на мальчишек, и старались для этого во всю.

Работники цирка благодаря стараниям мальчишек, слышали раздающийся иногда чисто девичий визг и иногда видели, как из под шлема мальчика вдруг появляются великолепные девчоночьи кудряшки, догадались, что массовка Лидии Ивановны состоит из девочек, наряженных мальчиками. При этом все считали, что вся массовка составлена целиком из девчонок, что в ней мальчиков вовсе нет.

Девушка жонглер проходила мимо массовки, когда мальчишка сорвал с Зины шлем, из под которого высыпались золотистые кудри девочки. Девушка остановилась, с удивлением уставилась на Зину, воскликнув: «Так оказывается ты девочка! Вот бы не подумала!»

Если девочкам даже нравилось, что их, несмотря на их мальчишеский вид, стали считать девочками и обращались теперь к ним, как к девочкам, то с мальчишками было не так. Теперь мальчишке приходилось слышать: «Девочка! Милая! Подойди ко мне, я тебе что-то покажу!» На протесты мальчишки, что он не девочка, никто не обращал внимания, говоря: «Знаем, знаем, какие Вы мальчики! Вы, девочки, молодцы!» Мальчишки не могли стерпеть, что их принимают за девчонок, и все отсеялись. Остались только девочки.

Лидия Ивановна опасалась, что при отсутствии мальчиков публика заметит, что мальчиками являются девочки. Интерес к представлению у части людей от такого обмана заменится раздражением. Хорошо нарядить девчонок мальчишками еще недостаточно. Девочки вести себя на арене и танцевать будут по-девчоночьи, чем вызовут подозрение. Этого нельзя допускать, так как за подозрением следует и разоблачение. Лидия Ивановна придумала, что надо ввести в массовку мальчишеского взамен мальчишек. Надо ввести в девчоночью массовку чисто мальчишеское поведение, а именно мальчишеские драки. лишь мальчишки затевают драки, и они лучше всего уберегут девчонок от разоблачения. Драка вполне может и должна быть зрелищной не хуже танцев. Лидия Ивановна отменила подготовленные для мальчиков танцы и стала учить девочек танцевать драки. Драчливая массовка не вызовет ненужных подозрений и даже снимет те, которые случайно возникнут.

Роза обожала выступать на сцене. Ей нравилось все и переодеваться в необычные костюмы и декламировать стихи и участвовать в пьесках в любой роли. Девочка чувствовала, что она сможет прекрасно играть на сцене и постоянно мечтала об этом. Мечты девочки прервал звонок в дверь. К Розе пришел незнакомый мальчик. Никогда мальчики не заходили к Розе, и девочка очень удивилась мальчику. Однако девочка еще больше удивилась, когда узнала, что этот мальчик вовсе даже не мальчик, а ее ближайшая подруга Зина.

С Зиной Роза не встречалась уже давно. И вдруг ее подруга прибежала к ней мальчиком. Да каким мальчиком! Таким мальчиком, который на девочку нисколько даже и не похож! Этого Роза никак не могла ожидать не только от подруги, а вообще от любой девочки. Глядя на Зину и зная, что она девочка, Роза не могла освободиться от впечатления, что видит перед собой мальчишку.

Зина пояснила, что она выступает в цирке в роли мальчика, а Лидия Ивановна велела девочкам, выступающим в роли мальчишек, непременно оставаться в роли мальчиков и дома. Тогда девочкам будет гораздо легче выступать в роли мальчиков, и они у них будут лучше получаться. Поэтому Зина и пришла к Розе мальчиком.

– Нам, девчонкам, играющим мальчишек, было очень хорошо, когда вместе с нами те же роли играли мальчишки. У нас прямо перед глазами было кому подражать, и мы этому научились. Мальчишек от нас девчонок было не отличить. Мальчишки уделяли нам много внимания. Меня мальчишки так дергали за штаны, что аж пуговицы отрывались, срывали с меня и шлем, открывая волосы. Потом мальчишки будто бы, забыв, что мы девчонки, обнимать нас стали. К другим девочкам тоже приставали мальчишки, но ко мне больше всех. Теперь мальчишек уже нет. Ушли все до единого. Лидия Ивановна так уговаривала остаться хоть одного, но уговорить никого из них так и не смогла. Так что теперь все роли мальчиков играем только мы. Лидия Ивановна не может допустить, чтобы зрители в цирке заметили, что мы девчонки, и нам велели тщательно готовится к роли мальчишек. Для этого одеваться надо только мальчиками и продолжать играть роль мальчиков, чтобы мы научились быть такими мальчишками, про которых никому бы и в голову не пришло, что мы девочки.

Появление Зины в виде мальчика произвело на Розу сильное впечатление. Она и предположить не могла, что девочка может решиться на такое, к тому же сделаться так похожей на мальчишку, что ее невозможно узнать. Вот бы и ей выступить в роли мальчика, как было бы хорошо! Это был бы лучший театр для нее.

Зина почувствовала интерес подруги, и сказала Розе:

– Приходи к нам с тобой мне будет веселее, а то без мальчишек уже скучно стало.

– А, как к Вам придти? - спросила Роза – я бы, пожалуй, пришла, если это можно.

– Знаешь, девочек нам на представление больше не надо. Девочек и так слишком много. Девочкой тебя ни за что не возьмут. Вот, мальчишек нет совсем. Любого мальчишку возьмут сразу обеими руками, только бы пришел. Приходи к нам мальчиком. Все равно ты будешь играть мальчишку и должна уметь сыграть такого мальчишку, про которого никто не подумает, что он девчонка. От этого никуда не денешься. Роли у мальчиков очень простые, Их любой сыграет. Для этого ничего не надо уметь, а надо только стать похожей на мальчишку. Больше ничего не надо.

– Думаешь я смогу быть похожей на мальчика? Никогда не думала.

– Конечно, сможешь, да еще как! Это совсем нетрудно, но придется постараться. Я тебе помогу. У нас дома полно мальчишеской одежды от моих братьев. Мальчиком мы тебя нарядим. Только волосы придется подстричь коротко, так коротко, как бывает у мальчишек. У тебя, ведь, нет мальчишеского шлема, как у меня. Нам всем выдали шлемы, чтобы волосы не стричь.

С помощью Зины, ее мамы и брата Зины Розу, которая коротко подстриглась, нарядили мальчишкой. Роза разгуливала мальчиком, пока девочки не убедились, что Роза в роли мальчика чувствует и ведет себя отлично. Ничуть не хуже Зины, которой от мальчишки нельзя отличить. Девочки решили, что Роза может придти в цирк мальчиком и сойти за мальчишку. Девочка при этом ничем не рискует. Будь, что будет возьмут Розу в качестве мальчика – хорошо, а не возьмут, то ничего страшного не произойдет. Зина, идя на репетицию в цирк, взяла с собой Розу, тщательно наряженную мальчиком. Лидия Ивановна все время просила девочек приводить с собой знакомых мальчишек, затаскивать их на репетиции так, чтобы они участвовали в репетиции так, будто бы они уже в массовке. Девочки решили именно так и поступить. Пусть Роза в виде мальчика примет участие в репетиции наравне со всеми девочками.

Лидия Ивановна сильно огорчилась, когда из ее массовки ушел последний мальчик. Ей очень нужен был, даже необходим, хотя бы один мальчик. Она даже собиралась уговорить выступить в массовке Мишу в виде мальчика. Мишей была артистка, выступавшая в виде мальчика Миши с очень простым номером, который ничего особенного собой не представлял. Невероятный успех этому номеру обеспечивало то, что его проделывал юный мальчик Миша. Главный фокус, с блеском удававшийся этой артистке состоял в том, что никто даже подозревал, что Миша не мальчик, а девушка, искусно играющая роль мальчика. Такой явный мальчик был необходим Лидии Ивановне.

Вдруг Лидия Ивановна увидела, что один мальчик появился. На репетицию пришел новенький мальчик, которого, вероятно, привела с собой какая-то девочка. Да какой мальчик! Такой хорошенький, все отлично делает вместе с девчонками, и их не трогает. Лидия Ивановна подозвала мальчика побеседовать. После беседы мальчика взяли в массовку. После репетиции Лидия Ивановна снова подошла к мальчику, попросив его привести с собой хоть одного своего приятеля. Тут Роза поняла, что ни к чему вводить в заблуждение Лидию Ивановну. Она сказала Лидии Ивановне, что она девочка Роза и что у нее нет приятелей мальчиков, которых она может привести. Лидия Ивановна очень удивилась тому, что мальчиком оказалась девочка, но все равно была довольна, что появилась девочка, которая способна так сыграть мальчишку, что никому и в голову не придет, что она девочка. Теперь уже не надо уговаривать Мишу, так как появился свой собственный Миша.

Лидия Ивановна сказала девочкам: «Девочки, если зрители хотя бы в одной из вас узнают девочку, то они узнают всех. Чтобы ни одну девочку не разоблачили надо, чтобы среди вас была девочка, так похожая на мальчишку, что ее никто за девочку ни почем не примет. Если внимание зрителей будет приковано к этой девочке, то это убережет всех девочек от разоблачения. Такая девочка у нас есть. Это девочка Роза, которую я сама приняла за мальчика. Пусть она играет роль такого мальчика. Давайте построим все Ваше поведение так, чтобы именно Роза привлекала к себе внимание зрителей». Лидия Ивановна попросила Розу постричься совсем наголо, чтобы быть в точности, как мальчишка, и играть мальчишку без шлема. Это внушит зрителям уверенность, что они видят мальчика, и защитит всех девочек от разоблачения.

Наконец, репетиции закончились и состоялось первое детское представление. В программу естественным образом вошло то, что умела делать и показывала в цирке Лидия Ивановна. Показать представление для детей и организовать его к тому же силами детей была ее идея и ей же пришлось полностью за нее отдуваться. Никто из артистов, кроме Лидии Ивановны и ее сестры, не участвовал в представлении. Дети выступали в качестве активных помощников фокусника, мага и волшебника Лидии Ивановны и свои роли исполнили отлично.

На арене происходили превращения красавицы девочки в грозного льва и в огромного Змея. Две девочки оживляли льва, а две другие девочки оживляли Змея. Лев в исполнении сидящих внутри него девочек, грозно рыча, свободно разгуливал по арене, наводя на всех ужас, умело разыгранный массовкой. Гигантский Змей с тремя головами, которого оживляли две девочки, медленно ползал по арене, волоча за собой гигантский хвост. Потом главную героиню прокалывали насквозь шпагой. Мальчик (им была Роза) вонзал шпагу в пояс корсажа платья девочки, протыкая девочку насквозь так, что конец шпаги высовывался со спины. В этом положении, нанизанная на шпагу, девочка вместе с мальчиком, держащим шпагу, поворачивались, показываясь зрителям, сидящим в разных концах арены. Когда мальчик вынул свою шпагу из девочки, фокусник мгновенно залечил рану, от которой не оставалось ни малейших следов, и девочка легко и красиво танцевала.

Это трудный для исполнения номер, который лучше всего получался у Розы. Надо было острием длинной шпаги попасть в малюсенькое незаметное зрителям отверстие на корсаже платья девочки и вставить в него шпагу. Прокалывать трудно. Шпага изгибается, обходя девочку по узкому каналу. Требуется большое усилие, протолкнуть ее через этот канал и выпрямить на другом его конце. Надо сделать это так, чтобы зрителям казалось, что шпага очень легко входит в тело девочки. Для этого требуется большая ловкость.

Массовка продолжала свое черное дело. Девочку всунули в ящик, заколотили этот ящик гвоздями и стали пилить его пополам вместе с девочкой. Пилили настоящей громадной пилой двое мальчишек (Роза и Зина). Распилили по-настоящему, а не понарошку. Чтобы это показать, массовка далеко растащила обе половинки распиленного ящика с девочкой. Из одной половины ящика торчала ее голова, а из другой продолжали торчать ее собственные ножки в туфельках. Фокусник после того, как обе половины ящика составили вместе, оживил девочку, и она танцевала, как ни в чем не бывало. Представление прошло гладко, зрители так аплодировали артистам, что спектакль решили повторить.

Только зрителей на первом представлении было маловато. На таком хорошем представлении, на котором девочки так стараются и так хорошо играют, зрителей, по мнению Лидии Ивановны, должно было быть много больше. Она поручила девочкам пригласить на следующее представление, которое должно стать последним, своих знакомых. Только, чтобы в зале не сидели бы только девочки со своими мамами. Девочки должны стараться приглашать как можно больше мальчишек. Нет мальчишек на арене, так пусть они будут хотя бы зрителями.

Мама Зины была телефонистской городской телефонной станции. Ей очень понравилось представление, и она решила помочь Лидии Ивановне пригласить на него зрителей. В то время автоматической телефонной станции не было. Все соединения производились вручную телефонистками, которые при этом должны были общаться со своими клиентами. Поэтому Зинина мама знала много людей, которым она запросто могла рассказать о представлении, и попросить привести на следующее представление мальчиков.

Так с помощью Зининой мамы на следующее представление попал 5 летний мальчик Витя со своими родителями. У него дома, как и почти во всех домах того времени никакого телефона, конечно же не было. Телефонов тогда было еще очень мало. Телефон был у тети мальчика тети Зои, которая и общалась с телефонистками. Номер этого городского телефона был 308 (всего трехзначный, что говорит о количестве телефонов в городе). Почему же у его тети Зои, которая нигде не работала, а жила на пенсию, был телефон, который тогда и не только тогда, а когда телефонов стало много, ставили только самым важным персонам. Дело в том, что в те времена невероятно уважали тех людей, которые делали Октябрьскую революцию. Таких людей было очень мало, и им полагались всякие блага. Стоило такому человеку что-то попросить, и ему непременно это сделают. Тетя Зоя училась в Петербурге (колыбели революции) на Высших женских курсах. Ее подруги по курсам стали помощницами деятелей тогдашней власти, так как образованных женщин было крайне мало (много меньше, чем образованных мужчин, которых почти не было). У власти были только мужчины, но какие мужчины. Они должны были иметь пролетарское происхождение и быть бедняками, ничего не имея. Это строго соблюдалось в те времена. При этом эти высшие начальники могли ничего не знать и ничего не уметь. Те, кто поумнее, привлекали к себе образованных и умных женщин. Почему именно женщин? Потому, что женщина, будучи и правой и левой руками начальника, сама спокойно остается в его тени, не вылезая из нее, а мужчина так себя вести не будет. Таким путем в помощники к крупным пролетарским начальникам попали подруги тети Зои по Высшим женским курсам. Через свою подругу тетя Зоя добилась того, что ее признали способствующей революции (документы тогда не требовались, а было достаточно мнения авторитетного человека). Поэтому тетя Зоя получала персонально такую пенсию, на которую свободно могла жить и даже содержать прислугу, иметь большую квартиру и ей поставили телефон. Благодаря этому телефону мальчик Витя попал вместе с родителями в цирк.

КОНЕЦ

Продолжение в следующем рассказе.

Предыдущие серии:

Серия №1: "Начало войны"

Серия №2: "Первый сильнейший страх"