В музее-заповеднике «Коломенское» представлена выставка «Стул’Я. История стула в 12½ главах». Проект неожиданно современный для такого музея и интересный. О стульях, конечно, уже не раз делали выставки и у нас, и за рубежом. Однако в данном случае обратиться к размышлениям по поводу предмета мебели будет совсем не лишним.
«В моем доме было три стула: один – для одиночества, два – для дружбы, три – для общества», – утверждал американский писатель Генри Дэвид Торо. Если брать контекст русской культуры и еще шире – литературы, то первое, что приходит на ум при слове «стулья», – роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Цитаты из него, кстати, есть и в экспозиционном зале. Впрочем, не только из этого произведения. Согласитесь, все мы используем стулья по назначению. Мы с них встаем, вскакиваем в порыве эмоционального гнева, ждем друзей в кафе, скучаем или же с наслаждением сидим: «Хотя кругом стола и уставлены стулья, но немногие из игроков садятся, особенно при большом стечении публики, потому что стоя можно установиться теснее и, следовательно, выгадать место, да и ловчее ставить» (Ф.Достоевский «Игрок»). Стул встречался как в русской литературе (Иосиф Бродский, Александр Островский, Иван Тургенев, Николай Лесков), так и в зарубежной (Генрих Гейне, Эжен Ионеско). Стул сопровождает человека на протяжении всей его жизни – от рождения до кончины.
Что же можно увидеть на выставке? Во-первых, конечно, стулья. Они все разной конфигурации, формы, времени создания – от XVIII до XXI века. Есть работы старых мастеров, есть и современных художников – Радия Матюшина (1930), Павла Шимеса (1930-2019), Валерия Мишина (1939), Ксении Нечитайло (1942-2019), Михаила Шемякина (1943), Евгения Рухина (1943-1976), Евгения Зевина (1947), Геннадия Воронова (1950-2001), Семена Агроскина (1961). Произведения предоставлены музеем ММОМА.
Во-вторых, стул, он же трон, тоже встречается в русском искусстве (в зале примеры русской иконописи). Вспомним и знаменитый памятник Петру I работы Михаила Шемякина в Петербурге, там стул – он же трон – под стать императору. Стул – часть театральной бутафории, поэтому посетителю предлагается взглянуть на классику советской и российской сценографии – работы Валерия Левенталя, Эдуарда Кочергина. В выставке музею-заповеднику «Коломенское» по части театральной помогли экспонатами Музей Большого театра, а также ГЦТМ имени А.А.Бахрушина. В реальном спектакле стулья, конечно, сделаны соразмерно человеку, актеры на них сидят. Бутафория, макеты – дело другое. Они маленькие, кукольные, немного игрушечные, и это еще один смысл выставки – поиграть с представлениями о предмете мебели: «Так, однажды он написал пару деревянных башмаков, а в другой раз – старый, покосившийся стул, грубый, корявый крестьянский кухонный стул из обыкновенного дерева, со сплетенным из соломы и основательно потертым сиденьем. Этот стул, который в иных обстоятельствах не удостоил бы взглядом ни один человек, он выписал так любовно и точно, с такой страстью и самоотверженностью, что получилась одна из самых замечательных его картин» (Г.Гессе «Сказка о плетеном стуле»). Кроме этого, стулья бывают удобными и мягкими, скрипучими и старыми, любимыми и ненавистными. Все зависит не только от сделавшего их мастера, возраста мебели, но и от нашего настроения: «Говорил он спокойно, и ни звук его голоса, ни возня мальчика на скрипучем стуле, ни шарканье ног бабушки – ничто не нарушало памятной тишины в сумраке кухни, под низким закопченным потолком» (М.Горький «Детство»).
На выставке посетитель вспомнит, что на стульях играли за столом в карты, ждали туры вальса московские и петербургские красавицы: «Наступило молчание; директор ходил и все думал, а Временский, подавленный своим горем, сидел на краешке стула и тоже думал» (А.Чехов «Дамы»). Стульями были заполнены картины Ван Гога, Рене Магритта, портреты восседавших римских пап кисти Веласкеса, парижские кафе времен импрессионистов и русская иконопись (если речь была, естественно, о троне). Стулья (как и кресло-качалка) были и есть неисчезающие атрибуты дачной жизни (еще раз вспомним героев Антона Чехова и Максима Горького). Знаменитейший венский стул заполонил в свое время не только загородные дома, но и кафе, рестораны и даже оркестровые ямы. Что и говорить, без стульев не обходятся во многих профессиях: художника, актера, музыканта, режиссера. Чего стоит, например, вальяжное сиденье режиссера Александра Александровича (роль Александра Калягина в фильме Никиты Михалкова «Раба любви»). Со стульями связаны многие приметы. Вот, например, одна из жизни игроков: садясь на стул, нужно повернуть его по часовой стрелке, тогда будет выигрыш. Кто знает, может, у кого-то и был.
Одним словом, стул – это не только предмет мебели, доставшийся нам от предков. Он одновременно может быть произведением искусства, полным красоты и изящества, надоедливой вещью, бытовухой, которую хорошо бы выбросить, дабы не портила внешний вид комнаты, вместилищем мнимых бриллиантов. На стуле можно сидеть по нескольку часов кряду, предаваясь воспоминаниям, чтению, ожиданию и размышлениям. В конце концов стул может быть предметом игры («Музыкальные стулья»), в которой стулья, поставленные по кругу, постепенно убирают (в отличие от игроков-людей, которые должны успеть сесть с окончанием мелодии).
Выставка продлится до 15 октября 2022 года.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».