Каждый из нас хоть раз в жизни да сталкивался со сленгом и с заимствованием слов из других языков, хотя казалось бы, в нашем языке подберётся название любому явлению, действию или предмету.
К сожалению, в современном мире от школьника скорее услышишь фразу с англицизмами, перевод которых они сами не всегда знают, им проще сказать «юзать» вместо «использовать», «чилить» вместо «отдыхать», «флексить» вместо «отрываться» и так далее. Тот случай, когда краткость не сестра таланта, а его убийца.
Огромным минусом в обучении детей русскому языку является полное отсутствие или максимально сокращенное время, отведенное на изучение истории языка. Потому что, что? Правильно, надо скорее изучить эти правила, а откуда взялись это правила— никого не волнует. Да, это понятно учителям, их этому обучили в университете, им это понятно, но детям— нет.
Именно понимание связей и эволюции языка помогает ориентироваться в тексте, не допускать ошибок. Так ты точно знаешь, когда писать «ы» или «и» после приставок, почему тень женского рода, а тенёк— мужского.
Например: в программе 7 класса ученики приобретают знания о стилях текста, в том числе, в программе учебника упоминается о трёх штилях Ломоносова. Вы, конечно, скажите мне: «Вот она, история языка!».
Но нет, все зависит от учителя, но что-то мне подсказывает, что мало кто из учителей осмелится с детьми изучать этот труд («...О пользе книг церковных в российском языке»). Максимум, что сделают, познакомят с понятиями «трех штилей».
Но произведение гораздо глубже и интереснее двух-трёх фраз.
Ломоносов весьма интересно объяснил богатство русского языка: « В древние времена, когда славенский народ не знал употребления письменно изображать свои мысли, которые тогда были тесно ограничены для неведения многих вещей и действий, ученым народам известных, тогда и язык его не мог изобиловать таким множеством речений и выражений разума, как ныне читаем. Сие богатство больше всего приобретено купно с греческим христианским законом, когда церьковные книги переведены с греческого языка на славенский для славословия Божия.»
С появлением православия на Руси язык обогатился и усовершенствовался. Важно отметить, что все богослужебные тексты были сразу переведены на славянский. И об этом Ломоносов тоже говорит, ссылаясь на историю Польши и Германии: « Поляки, преклонясь издавна в католицкую веру, отправляют службу по своему обряду на латинском языке, на котором их стихи и молитвы сочинены во времена варварские по большой части от худых авторов, и потому ни из Греции, ни от Рима не могли снискать подобных преимуществ, каковы в нашем языке от греческого приобретены. Немецкой язык по то время был убог, прост и бессилен, пока в служении употреблялся язык латинской. Но как немецкой народ стал священные книги читать и службу слушать на своем языке, тогда богатство его умножилось, и произошли искусные писатели. Напротив того, в католицких областях, где только одну латынь, и то варварскую, в служении употребляют, подобного успеха в чистоте немецкого языка не находим.»
И это ещё раз доказывает, что главное— понимание, о котором мало кто вспоминает, изучая родной язык, да и вообще, при изучении любого предмета. Какие бы умные слова ни говорили, пока ты сам не поймёшь, ты чего не запомнишь и объяснить не сможешь.
Вот мы с рождения говорим на русском, говорим и говорим. Иногда логика в речи теряется, а почему так?
Не хватает базы: истории и теории.
О трёх штилях, как это ни странно, говорится мало, так как главной темой данного предисловия является вопрос о пользе церковных книг для российского языка и их места в его истории.
Если кратко о трёх штилях:
Есть три рода речений:
1. Первый род: у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю
2. Второй род: обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю.
3. Третий род: нет в остатках славенского языка, то есть в церьковных книгах, например: говорю, ручей, которой, пока, лишь.
Как итог: Высокий, посредственный и низкий
В общем от этих трёх родов и появляются эти штили, у каждого свое предназначение и если придерживаться этих правил, то Ломоносов гарантирует красоту языка и речи.
Кажется, все, но нет.
«Народ российский, по великому пространству обитающий, невзирая на дальнее расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в селах. Напротив того, в некоторых других государствах, например в Германии, баварской крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургской швабского, хотя все того ж немецкого народа.»
Это ведь гениально! Язык обуславливает единство народа, почему бы об этом тоже не говорить?
Но самое главное, что Михаил Васильевич говорит о такой важной функции языка, как связь времён, поколений!
« По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было: не так, как многие народы, не учась, не разумеют языка, которым предки их за четыреста лет писали, ради великой его перемены, случившейся через то время… Сие краткое напоминание довольно к движению ревности в тех, которые к прославлению отечества природным языком усердствуют, ведая, что с падением оного без искусных в нем писателей немало затмится слава всего народа. Где древней язык ишпанской, галской, британской и другие с делами оных народов? Не упоминаю о тех, которые в прочих частях света у безграмотных жителей во многие веки чрез переселения и войны разрушились. Бывали и там герои, бывали отменные дела в обществах, бывали чудные в натуре явления; но все в глубоком неведении погрузились.»
Из песни слов не выкинешь, значит и текст надо изучать в полном объеме, а не маленький отрывок из него.
Это простая истина, которую должны узнать дети и которую не все взрослые знают: надо любить свою Родину, свой язык и свою историю. Не забывайте, что язык— это наша дорога в будущее и связь с прошлым. Никому не хочется быть Иваном Непомнящим.
#история #образованиевроссии #русскийязык #ломоносов #интереснознать #надознать #рассужденияожизни #учеба #учебавшколе #школа