Найти в Дзене
Московские истории

Котельническая набережная: Моя молодость в Мазуринском приюте для престарелых вдов

Анастасия Чернышева продолжает рассказ о доме своего детства, в котором когда-то располагался Мазуринский приют для престарелых вдов и девиц купеческого звания. Котельническая набережная, 17. Четыре этажа, пять подъездов, один из которых, центральный, - с колоннами и огромным парадным на 2 этажа (в прошлом - домовая церковь) с фантастическим эхом. Другие подъезды тоже всегда назывались нами только "парадными". "Пойдём в парадное", "это в парадном". Хотя жили мы вовсе не в Ленинграде, а в самой что ни на есть Москве. Во всех парадных были квартиры, даже в центральном. Разные. Коммунальные и на одну семью. По 4-5 комнат, с площадью от 15 до 30 м2. Планировка квартир на первых двух этажах, дореволюционных, отличалась от тех, что были выше - надстроенных в 30-х годах 20-го века. И окна меньше, и потолки ниже. Стены толстые, площади огромные. Слышимости по горизонтали и вертикали никакой. Так что, если и случались скандалы и громкие разборки, соседи про них не знали. Были профессорские к

Анастасия Чернышева продолжает рассказ о доме своего детства, в котором когда-то располагался Мазуринский приют для престарелых вдов и девиц купеческого звания. Котельническая набережная, 17.

Котельническая набережная, 17. Бывший Мазуринский приют. 1920 - 1930 г. Источник архив ЦИГИ.
Котельническая набережная, 17. Бывший Мазуринский приют. 1920 - 1930 г. Источник архив ЦИГИ.

Четыре этажа, пять подъездов, один из которых, центральный, - с колоннами и огромным парадным на 2 этажа (в прошлом - домовая церковь) с фантастическим эхом. Другие подъезды тоже всегда назывались нами только "парадными". "Пойдём в парадное", "это в парадном". Хотя жили мы вовсе не в Ленинграде, а в самой что ни на есть Москве.

Во всех парадных были квартиры, даже в центральном. Разные. Коммунальные и на одну семью. По 4-5 комнат, с площадью от 15 до 30 м2. Планировка квартир на первых двух этажах, дореволюционных, отличалась от тех, что были выше - надстроенных в 30-х годах 20-го века. И окна меньше, и потолки ниже.

Стены толстые, площади огромные. Слышимости по горизонтали и вертикали никакой. Так что, если и случались скандалы и громкие разборки, соседи про них не знали. Были профессорские квартиры. Порядок, тишина (снаружи) и, бывало, прислуга. Были и коммунальные, но всё-таки очень камерные. Люди друг друга знали, общались, но без общих застолий и гулянок. Малыши в песочнице под присмотром. Дети повзрослей самостоятельно занимались играми, причиняли пользу во дворе, обследовали околодомовую или зазаборную территорию. Любопытство, типа заглядывания в чужие окна и комнаты без приглашения, не приветствовалось. Дом, мне кажется, нас немного "строил" под себя.

Мой дом. Задний двор. Люк книжного подвала.
Мой дом. Задний двор. Люк книжного подвала.

Строгий был дом. Он и сейчас явно показывает, что недоволен нынешними хозяевами. Неприбранный какой-то стоит. В парадных, учил он нас, кричать нельзя - ушам больно будет от эха. Паркет мастикой надо натирать, тогда на нём солнце играет через высокие окна. Окна должны быть чистыми, тогда вот он - мир, только посмотри - и река, и деревья. Не хотелось их зашторивать. Вот только грузовики с книгами! В подвале склад. Встанешь у окна цветы поливать, а там грузчик из машины улыбается. Ну, куда тут денешься от хорошего настроения!

Котельническая набережная.
Котельническая набережная.

А душа? Душа квартиры зависела от наполнения. В одной квартире жил старый (тогда для меня) профессор с семьёй. Две комнаты (комнатищи!) занимал он с женой. Всё красиво, библиотека до потолка с антресолью, балясинки, стёклышки! В других комнатах жили его дети и внуки. И было этих внуков очень много. Там был пир детства!. Игрушки, рисунки, велосипеды, коньки, лыжи, горы пластилина и море карандашей. Беготня, шум и гам. Душа этой квартиры, на мой взгляд, сначала "тусила по полной" в одной половине, а потом в полном расслаблении "поднималась над собой" в тишине академического кабинета.

Огюст Роден, "Вечная весна".
Огюст Роден, "Вечная весна".

В другой отдельной квартире, случайно зайдя в коридор (по приглашению!), я увидела установленные вдоль стенок фигуры из белого камня. Потом, из журнала по искусству, узнала, что это скульптуры Родена. Все они были "из истории любви" - девушка и юноша. Длинный коридор, высокие потолки и "светящиеся" в полумраке скульптуры.

Ну, а в нашей коммуналке жильцы менялись со временем, но у любых из них было чему поучиться. Престарелая купеческая дочка (не из приюта) курила папиросы и уходила на недельку в нирвану с помощью собственноручно изготовленного "нектара" раз в два месяца. Зато она прекрасно готовила и внимательно относилась к мелочам. Замечательные ленинградки - дама с приёмной дочерью, оставшейся сиротой в блокаду. Сколько у них было книг! Как я им благодарна за возможность читать недоступное для многих в то время! Как тихо они говорили! Как грамотно! Даже наши глухие соседи тише кричали в их присутствии. Мне кажется, душа нашей квартиры была немного по-московски купеческой, немного по-ленинградски сдержанной, точно спокойной и абсолютно мирной. По необходимости и во благо. Поэтому, наверное, я и не могу оторваться от места, от дома и от воспоминаний.

Все воспоминания о Таганке можно прочесть здесь.