Найти в Дзене
Истории PRO жизнь

Я переживаю за каждую подопечную

Оглавление

Лена мечтала выйти замуж за военного, а ей самой довелось надеть форму. За работу и личные качества подопечные стали называть ее мамой, а Президент наградил медалью.

Источник altdrama.ru
Источник altdrama.ru

Когда на выпускном вечере учительница спросила Лену, каким она видит свое будущее, девочка не раздумывая ответила: «У меня будет семья, я буду экономистом, а мой муж - военным». Если бы тогда кто-то сказал ей, что именно ей в их семье суждено стать военным, да еще и начальником женской тюрьмы, она бы ни за что на свете в это не поверила.

Как я стала лейтенантом

Сразу после школы Лена решила получить специальность экономиста и поступила в планово-экономический техникум. На последнем курсе девушка страстно влюбилась в своего будущего мужа, с которым познакомилась на обычной студенческой вечеринке у друзей.

- Виктор с первого взгляда покорил меня своей скромностью и порядочностью. Он постоянно дарил мне мои любимые полевые цветы, - вспоминает Елена, - и делал это так трогательно и искренне, что я не смогла устоять. Наша свадьба состоялась накануне дня рождения Виктора и стала моим подарком ему на всю жизнь.

Через год у Елены и Виктора родился сын Виталик. Пока ребенок был маленьким, заботы по его воспитанию взял на себя Виктор, ведь Лена продолжала учиться. Подруга мамы помогла ей устроиться на работу в Днепродзержинскую исправительную колонию, на вполне « гражданскую» должность экономиста, а через время Лена была уже лейтенантом.

Получилось, что мечта маленькой девочки сбылась в точности до наоборот. Именно она стала носить форму и погоны, а семейно-бытовые проблемы легли на плечи ее мужа.

- Моя карьера состоялась благодаря терпению, пониманию и житейской мудрости любящего супруга, - убеждена Елена. - Я уверена, что если бы не его помощь и поддержка, все могло бы быть совсем по-другому.

Виктор серьезно увлекался техникой, и эти способности передалась их сыну. Игрушками маленького Виталика стали электрические машинки, железные дороги, конструкторы. Часами он мог сидеть с папой, собирая модель какой-нибудь машинки, испытывая ее ходовые качества.

- А когда мама возвращалась со службы, мы встречали ее новыми изобретениями и моделями, - улыбается Виталий. - Я часто повторял, что хочу стать конструктором автомобилей. А мама всегда добавляла: «Только военных машин!»

Приказ есть приказ

Однажды Елену неожиданно вызвали в главное областное управление Днепропетровской области.

- Тогда мне исполнилось 37, и моя жизнь казалась спокойной и размеренной. Я только что вернулась из отпуска и не могла понять, почему и зачем меня вызывают, - вспоминает Елена. - С тревожными мыслями я вошла в кабинет к начальнику, и он без предисловий сообщил: «Ты назначаешься начальником женской исправительной колонии в городе Орджоникидзе. Приказ понятен?» «Слушаюсь», - ответила я. В тот момент я даже не подозревала, что меня ожидает впереди.

Первый день в женской тюрьме встретил Елену Михайловну проливным дождем. 100 человек персонала и 928 осужденных настороженно молчали, когда им представляли нового начальника.

- Я шла по помещению и ужасалась: стены, выкрашенные темно-синей краской, обшарпанные полы, везде мрачно, сыро... И отовсюду на меня подозрительно смотрели глаза осужденных женщин. Они не простили бы мне ни малейшей ошибки. Я понимала, что стоит мне дать слабину, как они накинутся на меня и разорвут на кусочки.

Через четыре дня после начала работы, ночью, Елену Михайловну разбудил звонок. Дежурный по учреждению докладывал, что совершен побег.

- Я примчалась на работу и в первые минуты даже не знала, что делать. Ведь я оказалась в совершенно незнакомом мне городе, без друзей, без семьи, без поддержки. Я не знала, на кого могу положиться в новом коллективе, кто не предаст, кто захочет, а главное - действительно сможет помочь. В конце концов я взяла себя в руки, стала действовать точно по инструкции, и через три дня беглянку нашли в другом городе.

Если бы тогда Елена знала, что через два года все изменится и осужденные женщины дадут ей самое высокое, по их представлениям, прозвище

- Мама... Что через девять лет на территории тюрьмы появится тренажерный зал и библиотека, пластиковые окна, мягкая мебель и каминный зал. И отбывшие срок наказания будут обеими руками держаться за решетку и просить: «Не отпускайте меня, начальник, мне некуда идти...» Но это будет позже.

- Самым тяжелым был именно первый год работы. Я переживала и очень скучала по родным. Частенько по ночам я, уткнувшись лицом в подушку, плакала навзрыд от тоски, а утром вставала и снова шла на работу. Ведь я - военнослужащая, а в этой профессии приказы не обсуждаются.

Мои труды не напрасны

Первое, что сделала Елена Михайловна в качестве нового начальника тюрьмы, - организовала там парикмахерскую.

- Женщина даже в тюрьме остается женщиной, и ей хочется быть красивой, опрятно выглядеть. Поэтому я начала именно с этого, - с улыбкой вспоминает Елена Михайловна.

Вторым было создание собственного банно-прачечного комплекса, оборудованного автоматическими стиральными машинами. Потом - тренажерный зал и библиотека. Но главным требованием новой начальницы была безукоризненная чистота. Для женщин, работающих на заводах и фабриках, она выделила комнаты для переодевания и хранения рабочей одежды. Потом занялась ремонтом жилых помещений и созданием вокруг тюрьмы парковой зоны. Обновляла оборудование для собственного швейного производства, организовывала обучение осужденных новым технологиям пошива и обработки тканей.

- Я стремилась изменить устойчивое негативное мнение моих сотрудников о своей работе и их отношение к ней. Мне хотелось, чтобы они проявляли терпение и понимание к осужденным женщинам. Я старалась помочь им действительно измениться, переосмыслить свою жизнь. И мне это удалось.

Через два года тяжелого ежедневного труда, практически без выходных и отпусков, случилось чудо.

- Это было 8 Марта. Я собрала заключенных и поздравила их с праздником, сказав, что у них еще все впереди. Кто-то выйдет замуж и создаст семью, кто-то родит ребенка. Кто-то устроится на работу или займется бизнесом. Но все они обязательно будут счастливы. Женщины слушали меня, и на глазах у многих были слезы. А потом я услышала, как одна из них громко произнесла: «Мама сказала, значит, так и будет!» И тогда я поняла: раз они назвали меня Мамой, значит, признали мой авторитет. Это была моя первая победа.

Исправительный центр для женщин в Орджоникидзе признан одним из лучших в стране по условиям проживания осужденных. Комнаты для свиданий обустроены мягкой мебелью и бытовой техникой, на полах - ковролин, на окнах - шторы, пошитые по эскизу самой Елены Михайловны. В детских комнатах - игрушки и тренажеры.

- Я хочу, чтобы мои подопечные не теряли связь со своими семьями, - говорит Елена Михайловна. - Ведь семья и нормальные отношения с родными могут уберечь человека от дурных поступков. Я убеждаю женщин писать письма родителям, постоянно напоминаю о чувстве ответственности за оставшихся на воле детей. Я радуюсь за каждую из них, когда к ним приезжают мужья, дети, родители. Это значит, что женщине есть куда вернуться, есть люди, которые помогут ей начать жизнь заново, поскорее забыть свое горькое прошлое.