Найти в Дзене
Юрий Теплов

Романс «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок-оперы «Юнона и Авось». В основе его сюжета реальные события 1806 года.

В тот год руководитель русской экспедиции Николай Резанов прибыл в Калифорнию, чтобы закупить продовольствие для русских жителей на Аляске. В Сан-Франциско он познакомился с дочерью коменданта Кончитой Аргуэльо. Они полюбили друг друга и обручились. Резанов отбыл на Аляску, затем в Петербург за разрешением на брак с католичкой. В дороге заболел и умер. Кончита долго не верила в его смерть. А убедившись, постриглась в монахини…

Текст романса написал поэт Андрей Вознесенский. Он был безумно влюблен в актрису Татьяну Лаврову, и она отвечала ему взаимностью. Но он был женат. Посвящал ей стихи. Но в публикациях посвящение не афишировал. Можно только предполагать, что, например, такие стихи, как «Ты большая в любви, ты смелая» и «Ты говорила шепотом: а что потом? А что потом?» посвящены именно Лавровой. Их яркий и бурный роман длился семь с лишним лет. И пришёл к концу. Видимо, расставание было не из легких и даже с болью. Зато появился замечательный романс, музыку которого написал композитор Алексей Рыбников. В рок-опере «Юнона» и «Авось» романс исполняли Николай Караченцов и Елена Шанина.

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу».
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться – плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнется с бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Романс – это особый музыкальный жанр, направленный внутрь души человека. Побуждает к написанию романсов любовь, чаще всего с печальным финалом. Запретить романсы невозможно. Запрет, наоборот, создает романсу популярность. Он уходит в подворотню и распространяется со скоростью поезда.