Найти тему

Портрет эпохи. Почему в СССР школа усиленно взаимодействовала с семьей ребенка.

Советский школьник 40-50х годов.
Советский школьник 40-50х годов.

В общем - действовали они совместно, напав, так сказать, на ребенка единым фронтом, и эту партию рассказов о том, как жили в СССР, я решила завершить именно этой темой.

Почему?

Потому что я ее специально для вас искала, так как по вашим комментариям поняла, что сегодня есть разобщенность в вопросе кто должен воспитывать ребенка между семьей и школой.

Школа кивает на родителей, сообщая, что занимается только обучением, а родители ждут воспитательного участия от школы, потому что работают, и помнят советский опыт.

Сейчас мы с вами этот опыт в самом его расцвете рассмотрим, так может быть вы еще и обрадуетесь, что школа сегодня в ваши семейные дела не особенно вникает.

Воспитательная работа с детьми в советской школе была обусловлена прежде всего тем, что этих детей надо было централизованно не только обучать, но еще и растить в определенной системе идеологических представлений.

Это происходило в рамках общей по стране повсеместной борьбой с тем, что называлось "аполитичностью и безыдейностью". То есть если сейчас вы не желаете интересоваться политикой, а желаете интересоваться котиками, вы можете интересоваться котиками сколько хотите, и никто вас в политические вопросы за уши тянуть не будет.

А в СССР такой номер бы не прошел. Там нужны были не просто граждане, а борцы за победу коммунизма с горящими глазами. Поэтому из вашего уютного мирка с котиками вас бы обязательно вынули.

Соответственно, советская школа много усилий прилагала на то, чтобы привить детям "марксистско - ленинское научное мировоззрение". Как мы уже с вами знакомились в прошлой теме, в частности, школа активно занималась и патриотическим воспитанием молодежи - это было в рамках все той же идеологической обработки.

Воспитание любви к Родине в СССР.

Мало кто из читателей прошлой темы обратил внимание, что любить учили не Родину как таковую - а Родину, как передовой форпост коммунизма.

Плохо это или хорошо?

Если мы почитаем, что именно старалась взрастить в характерах детей советская школа, мы обратим внимание, на качества, не имеющих прямого отношения к идеологии, но ценных для каждого порядочного человека:

честность, настойчивость, уважительное отношение к труду, к государственной и общественной собственности.

Однако тут же следом идет "непримиримость к иной идеологии, которая сразу считается враждебной" и к "мелкобуржуазным пережиткам и обывательским предрассудкам". Вот эту непримиримость, на мой взгляд часто и демонстрируют в комментариях выпускники советских школ, едва только сталкиваются с мнением отличным от их собственного. Но это так, мои заметки на полях.

То есть советская школа (во всяком случае в сталинский период) принимала активное участие именно в воспитании детей, потому что государство было заинтересовано в идеологически правильно подкованных строителях коммунизма. И доверять процесс их взращивания только семьям, которые было сложнее контролировать, было нельзя.

Идеальные советские дети из свободного интернета.
Идеальные советские дети из свободного интернета.

Тем не менее советская школа предпринимала большие усилия к тому, чтобы воспитывать детей совместно с родителями. Такое воспитание было идеальной схемой советской системы образования и воспитания.

В этой схеме родители регулярно, для получения обратной связи, посещали родительские собрания, они так же регулярно следили за успехами детей в учебе, за их поведением как в школе, так и вне ее.
При малейших шероховатостях они бежали в школу советоваться с учителем и совместно разрабатывать план воздействия на ребенка, так сказать, с двух сторон...
Дети в таких идеальных семьях имели свое место в квартире (от комнаты, до угла стола), и содержали его в порядке под родительским контролем.
Они соблюдали круглосуточный режим, с чередованием труда и отдыха, который правильные родители составляли совместно с правильными учителями. А родители, в свою очередь. создавали ребенку максимальные условия для соблюдения этого режима.
Ребенка идеальная семья с раннего детства постепенно приучает к труду, тоже под контролем идеальной школы.
Так же в идеальной семье живут идеальные родители, которые служат для ребенка идеальным примером. Они постоянно проводят с ребенком идеологически правильные беседы - о тяжелом прошлом, о гражданском долге, о том, как они выполняют и перевыполняют нормы на производстве - соответственно дополняя аналогичную работу, которая проводится в школе.
В идеале любой классный руководитель должен уметь дать характеристику каждому ученику с учетом его поведения дома - усеет ли он сам себя обслужить, помогает ли семье, как складываются его отношения с родными и соседями.

Но, увы, даже в строгие сталинские времена эта схема с обеих сторон давала сбои.

Родительское влияние, как правило, было сильнее. Но оно не всегда было, скажем так, идеологически верным.

В идеале - школа должна была держать руку на пульсе домашней обстановки каждого учащегося и эти вредные влияния знать и талантливо купировать.

На практике школа далеко не всегда была в курсе, что происходит в семье того или иного ребенка. Отсюда происходили досадные промахи, когда от ребенка требовали то, что он не мог дать поскольку ему не позволяла домашняя обстановка. Но от школы тогда такое требовали, так что учителя были в общем - то обязаны соответствовать.

-3

Идеологически неверные родители вообще сильно мешали школе правильно воспитывать детей.

То на собрания не ходили. То не желали расстраиваться, узнавая о неважных показателях своего ребенка. То вообще неправильно относились к учителям (например - выступали против решения учителя поставить ребенку ту или иную оценку, ребенка тоже настраивали враждебно, и подкрепляли все это рассказами про своих подлецов - начальников). А вместо того, чтобы идти к учителям на поклон - приходили к ним со скандалами. то к труду не приучали...

В общем - гармонии не было и тогда.

Но в те времена, родители скорее отбивались от всепроникающего воздействия школы. Школа активничала в воспитательных процессах прежде всего из идеологических соображений.

А в наше время, наоборот, родители пытаются, как я поняла, привлечь школу по максимуму к воспитательным процессам. Но идеологической составляющей уже нет и школьное воспитание отвалилось вместе с ней. Теперь все сами-сами...

И опять все не так.

П.С. еще рад акцентирую, описана ситуация в сталинский период. Позже, в принципе цели не менялись, но такой категоричности уже не было. Комментарии закрываю, потому что надоело читать о том, что в сталинской школе ориентировались на волю Господа, или о том, что когда автор комментария учился в 80-е годы, такого лично он не замечал, поэтому такого не было.