Найти в Дзене
Краски и пиксели

Осень на холстах русских художников

Осени посвящали поэмы и картины. Шуршащие под ногами листья, прогулки под зонтом и"буйство красок", которое просится на холст. Как можно устоять? Мы и не будем сопротивляться - насладимся золотой порой в картинах мастеров русской живописи 19-20 веков.

Осенью на живописный берег Оки любил выходить с этюдником и холстами Василий Поленов. Художник писал Оку в разное время года, но в осенний период намного чаще. Он полюбил эти места с первого взгляда, стоило только увидеть их из окна поезда. Через 3 года мечта стала явью. В 1890 году Поленов приобрёл участок земли в Тульской губернии, где по своему проекту построил усадьбу Борок. Здесь он не только писал картины, принимал друзей-художников и музицировал. Деятельный Поленов строил дамбу, лодки и школы в окрестных деревнях. Сейчас в бывшей усадьбе Борок действует музей-заповедник Василия Поленова.

Золотая осень. 1893. Василий Поленов. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова ("Поленово")
Золотая осень. 1893. Василий Поленов. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова ("Поленово")

На картинах художников с пейзажем тесно связаны и герои. Какой бы вы представили себе Осень? У "первого русского импрессиониста" Константина Коровина это задумчивая и немного грустная девушка в белом платье, прогуливающаяся среди опавших листьев. На работу "Осенью" ("Осень"/"Девушка в саду") молодой художник возлагал большие надежды. Несмотря на то, что тогда к импрессионистам относились неоднозначно (их пока не понимали в русском искусстве), работу Коровина высоко оценили авторитетные мастера Илья Репин и Василий Суриков. Коровин получил стимул творить и совершенствоваться, и лиричную осень напишет ещё не один раз.

Осень (Осенью). 1888-1891. Константин Коровин. Нижегородский государственный художественный музей
Осень (Осенью). 1888-1891. Константин Коровин. Нижегородский государственный художественный музей

"Прощальная краса" вдохновляла и Станислава Жуковского. Часто в его пейзажах можно увидеть террасу, веранду или дорогу, ведущую в старинную, некогда богатую усадьбу. В новом мире 20 века не оставалось места для статных домов-усадеб, история которых насчитывала десятилетия. Сегодня многие из них не сохранились, но память о них жива на полотнах художника, любившего лирику прошлого. Осенью усадьбы смотрятся наиболее органично.

Осень. Терраса. 1910-е. Станислав Жуковский. Частная коллекция
Осень. Терраса. 1910-е. Станислав Жуковский. Частная коллекция

Много цвета, света и жизни в работе пейзажиста Петра Петровичева "Нескучный сад". Действительно, нескучно! Так и хочется оказаться внутри картины и пробежать (именно пробежать) по дороге к реке или к дому, где уже ждёт ароматный чай с горячими оладьями. Яркие краски говорят не только о солнечном осеннем дне, но и о радости в душе.

Мастер пейзажа настроения Исаак Левитан называл Петровичева своим лучшим учеником. Интересно, в парижской газете писали, что он наравне с Рерихом, Коровиным и Юоном "ищет острых ощущений и выражает их с редкой гармоничностью".

Нескучный сад. Осень.1905. Пётр Петровичев.
Нескучный сад. Осень.1905. Пётр Петровичев.

Продолжение следует:)

Какая картина вам понравилась больше?

#осеннийпейзаж #осень #картинырусскиххудожников #русскаяживопись #золотаяосень #красивыекартины