Найти тему

Притча Христа о неверном домоправителе. В чём тут добродетель? И как нам приобретать друзей неправедным богатством?

"Притча о неверном управителе", 2021 г.      Художник: Андрей Николаевич Миронов.
"Притча о неверном управителе", 2021 г. Художник: Андрей Николаевич Миронов.

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
(Лук.16:1-9)

При чтении этой притчи у многих возникает вопрос, а подчас и недоумение. За что господин похвалил неверного управителя? И почему Христос приводит поступок этого обманщика нам в пример? Давайте разбираться.

Управитель (домоправитель, эконом) - это слуга или наёмный работник, в обязанности которого входило ведение хозяйства и бухгалтерии. Богатые люди брали себе такого работника в штат, так как самостоятельно уследить за всем имением было тяжело. Но уследить за хитрым домоправителем, как выясняется, было не легче...

Итак, упомянутого в притче эконома уличили в обмане. Однажды хозяин дома решил провести ревизию своего имущества и цифры не сошлись. Возникла недостача. Домоправитель понимает, что допустил такую большую растрату, которую ему уже невозможно оплатить. Над ним завис огромный долг и перспектива провести остаток дней в темнице.

Что же делает домоправитель? Он берёт книгу учёта должников своего хозяина и папку с их долговыми расписками. И исправляет все записи так, что у должников в два раза уменьшается долг!

И вот на этом моменте нужно заострить своё внимание.

Что произошло, когда эти долговые расписки были исправлены? Должники стали должны хозяину в два раза меньше. Но при этом у самого домоправителя растёт недостача. То есть долг должников уменьшается, а долг домоправителя растёт ещё больше. По сути, он берёт их долги на себя.

Логичнее было бы тайно увеличить сумму долгов этих людей. В этом случае часть недостачи пошла бы в их долги. И долг домоправителя уменьшился бы. Но домоправитель делает всё наоборот. Он не пытается оправдаться, уменьшив через ложные записи свой долг, видя что он слишком огромен. Он делает ложные записи, чтобы уменьшить долги своих соседей. Он думает: "Мне всё равно конец. Прибавлю к своему долгу часть их долгов, сделаю им доброе дело. Может быть тогда они мне как-то помогут, приютят".

Так же и мы, как этот домоправитель, имеем неоплатный долг перед Богом. Он настолько огромен, что нам невозможно ничем его искупить. Выдумывать для себя оправдания бесполезно. Как ни пытайся - долг настолько большой, что ничто уже не поможет. Остаётся только надеяться на милость нашего Хозяина и просить Его: "Прости нам долги наши, так же как и мы прощаем должникам нашим".

Прощая своих ближних - мы, образно выражаясь, разрываем их долговые расписки. Иногда наши ближние не имеют грехов против нас лично, только против Бога. Но и тут мы не осуждаем их, а покрываем их грехи. Возможно даже где-то перекладываем вину на себя, оправдывая и спасая ближнего. То есть, с юридической точки зрения, поступаем несправедливо, неправильно - уменьшаем их долг в расписке незаконной записью. А вот с точки зрения Господа - поступаем добродетельно. Потому что по милости. В этом смысле и сказано: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным". Неправедным в данном контексте - то есть неправильным, несправедливым. Потому что по милости и прощению. А поступая так в отношении ближних, мы и сами получаем прощение и милость от Господа.

"Чаще вспоминайте, что сделал для Вас Господь, придя на землю и распявшись за Вас, и чем Вы воздали Ему. Сознавайтесь и сознавайтесь пред Ним, что вы имеете неоплатный долг, которого никакими подвигами, никакими «всесожжениями» (тем более «добрыми делами») не уплатите. Единственно, что остается нам — умолять о прощении неоплатного долга, сокрушаться и смиряться пред Ним и его образом — человеками. Сердце сокрушенно… Бог не уничижит. Вот Ваше делание. Все прочее — прелесть..."
Игумен Никон (Воробьёв)
"Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих".
(Антоний Великий).

_____________

Изображение к статье взято с сайта художника Миронова Андрея Николаевича: ЗДЕСЬ
Там же есть видео с его собственными размышлениями о притче и описание картины.