Молодежь Западной Белоруссии 1920-1930-х годов была настроена безразлично как к православной, так и католической церквям. Ей было просто не до религиозных обрядов. Основное население региона составляли крестьяне, которые выживали как могли. Часто впроголодь.
Как Польша украинцев и белорусов за рубеж отправляла
При этом, в тогдашней Польше в соответствии со статьей 114 Конституции 1921 года главным среди других религий считалось католичество. Также церковь считалась главной в воспитании молодежи.
Такая политика вызывала недовольство со стороны правительства Польши того периода. Но католическая церковь все равно смогла отвоевать приоритетное место в воспитании молодежи.
Воспитательная работа проводилась на плановой основе. Ежегодные планы разрабатывал польский епископат. В ноябре объявляли новый план под лозунгом. Это:
- 1931/32 — «Царство Христово в семье»;
- 1932/33 — «Борьба с бесстыдством и порнографией в печати и искусстве»;
- 1933/34 — «Годовщина венской победы как средство борьбы
- с современным язычеством»;
- 1934/35 — «Юбилей Спасения как призыв к внутренней жизни и духовного возрождения общества»;
- 1935/36 — «Семья в свете естественного права и учения церкви»;
- 1936/37 — «Дух Христа в школе и воспитании — основа возрождения
- нации»;
- 1937/38 — «Католические принципы — основа социального
- переустройства мира»;
- 1938/39 — «Изучение и выполнение решений первого пленарного синода — благородная миссия польского католицизма»
В отношении не поляков католиками было заявлено:
- «Нам позволено и мы должны, благодаря нашему культурному превосходству, оказывать влияние на наших сограждан не‑поляков и путем проявления и использования в польской государственной жизни духовных ценностей нашей цивилизации привлекать их к польской нации»
В то же время к евреям относились жестче и заявляли о борьбе:
- «еврейскими интригами, которые сокрушают духовные, материальные и национально‑государственные достижения Польши». Также считалось необходимым бороться с дурным влиянием большевизма.
В отношении белорусов польскими католиками проводилась линия по превращению их в поляков. Поэтому считалось, что надо сближать польский и белорусский языки в пользу первого.
Такая политика католиков получила одобрение польского правительства. Оно начало помогать католическим молодежным организациям, освобождая их от налогов и предоставляя помещения. Проправительственным молодежным организациям было рекомендовано теснее работать с молодежными католическими организациями в направлении полонизации белорусов.
Материал подготовлен на основе статьи Виталия Ивановича Кривути Католическое молодежное движение и польские власти в Западной Белоруссии (межвоенный период)
В продолжение темы: Белорусский коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны