Коллаборационистами часто признаются не граждане СССР, принимавшие участие в поддержке нацистских режимов, в том числе и в годы войны в Белоруссии. Это создает основу для правовой ошибки, так как коллаборационистами следует считать только граждан СССР, вступивших в сговор с ее врагом.
- Таким образом, рассуждая о советских пособниках нацистов, мы должны понимать, что это печально известная Русская освободительная армия генерала А. А. Власова, это прибалтийские и украинские дивизии СС, это вновь получившие новый импульс на Украине Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА), это руководители так называемой Локотской республики (располагалась на части территории современных Курской, Брянской и Орловской областей) во главе с К. П. Воскобойником, а после его ликвидации партизанами – с Б. В. Каминским - монография А.Ипатова ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В Белоруссии также возникло довольно сильное движение в поддержку нацистского режима. И это не смотря на то, что немцы в первые месяцы оккупации даже не скрывали что не считают белорусов арийцев. Только позже, при генерал-комиссаре Генерального округа Белоруссия Вильгельме Кубе эта политика начала претерпевать изменения и немецкая администрация начала лояльно относиться к тем, кто поддерживал оккупационный режим.
- Назначенный Гитлером ответственным за «германизацию» восточноевропейских территорий Г. Гиммлер так объяснял подчиненным цели политики: «Наш долг состоит не в том, чтобы германизировать Восток в старом значении этого слова, то есть преподать тамошнему народу немецкий язык и германское право, а в том, чтобы обеспечить заселение Востока только чистокровным германским народом… Очищение от чужих рас присоединенных территорий является одной из важнейших целей на германском Востоке» - Деларю, Ж. История гестапо. – Смоленск : Русич, 1998. – с.250
Белорусские коллаборационисты быстро нашли себе руководителей в лице непримиримых противников советского строя - Фабиана Акинчица, руководителя основанной в 1933 году в Польше Белорусской национал-социалистической партии, руководителя крайне националистического аналога гитлерюгенда – Союза белорусской молодежи Михаила Ганько и др.
Особенно большую численность имел Союз белорусской молодежи (СБМ), доходивший до 12 633 человек. Бал также молодежный Союз борьбы против большевизма, который даже построил под Бобруйском юношеский поселок для воспитания молодежи в духе своего названия.
Членов СБМ оккупационные власти привлекали на работу на авиазаводах по производству "Юнкерсов" в Дессау и для пополнения расчетов ПВО в Германии.
Для взрослых была создана Белорусская народная самопомощь (БНС) во главе которой встал И.А.Ермаченко. Эта организация занималась оказанием помощи «белорусам, потерпевшим от военных действий, большевистского и польского преследования». Также она участвовала в восстановления хозяйства Белоруссии.
При БНС был создан корпус Белорусской самообороны (БСО), которым также управлял И.А.Ермаченко.
- В июне 1943 года в Минске создается так называемая Рада доверия (Белорусское доверенное бюро), первым председателем которой был назначен В. Л. Ивановский, а его заместителем – Ю. А. Соболевский. В ее состав были включены шесть человек от центра и по одному представителю от округов, а основным обсуждавшимся вопросом на двух состоявшихся в 1943 году заседаниях (23 и 28 августа) стала борьба против партизанского движения, имевшего массовый характер - монография А.Ипатова ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В рамках этой организации создаются белорусские полицейские батальон - 48-й батальон в Слониме, 60-й батальон в Барановичах и 36-й полк в Уречье Слуцкого района. Командирами батальонов были немцы, а командный и рядовой состав из белорусов.
- В конце декабря 1943 года белорусскими националистами под немецким контролем в Минске была создана Белорусская центральная рада (БЦР), во главе которой встал активный эмигрантский деятель Р. К. Островский, а среди его ближайших сподвижников оказались Н. О. Шкеленок, глава полиции Ю. А. Соболевский и возглавивший Белорусскую краевую оборону (БКА) Ф. В. Кушель. На состоявшемся 22 января 1944 года совещании БЦР Островский заявил, что главной задачей организации является борьба против большевизма в целом и советских партизан в частности. Для ее реализации предполагалось создать под немецким руководством вооруженные формирования с ярко выраженным национальным характером, которые и стали Белорусской краевой обороной - Романько, О. В. Белорусские коллаборационисты. Сотрудничество с оккупантами на территории Белоруссии, 1941–1945. – Москва : Центрполиграф, 2013. – с. 88
В краевую оборону с 10 марта 1944 года было привлечено 21,5 тысяч офицеров, унтер-офицеров и рядовых только белорусской национальности.
Но реальную боевую деятельность против советских войск вел только воздушно-десантный батальон "Дальвитц". Также иногда в детективно-шпионской литературе он называется организацией "Черный кот".
Этот батальон, формировавшийся из белорусов входил в военную разведку немцев "Абвер" и частями забрасывался на освобожденную советскими войсками белорусскую территорию. Именно он стал основой националистического подполья на территории советской Белоруссии, которое действовало практически до 1956 года.