Как насчет государства, где перевороты происходят примерно раз в десять лет, где «жёлтые» монархисты воюют с «красными» леваками, где однажды в течение недели вообще не было правительства? Добро пожаловать в Таиланд.
Тайское Королевство — великолепная страна. Интересная, веселая, красивая, да еще и с уникальным государственным устройством — буддийская конституционная монархия XXI века. Но есть одна особенность, о которой говорят не так часто — причудливая и бурная политическая жизнь Таиланда.
Страна улыбок и переворотов
Я застал в Королевстве государственный переворот 2014-го года, так называемое «Отключение Бангкока». Огромный город был парализован толпами протестующих в ярко-желтых футболках, требовавших отставки премьер-министра. Тайцы всерьез решили «отключить» свою столицу — просто садились большими группами на асфальт посреди оживленных перекрестков.
Изящный парк Лумпхини в центре столицы превратился в палаточный городок, где недовольные жили неделями. Периодически они собирались в колонны и желтыми потоками растекались по затихшим улицам. Полиция и армия не решались вмешиваться…
Многие государственные управления, в том числе и службу миграции, куда я ездил продлевать визу, пришлось перенести за город — недовольные буквально выжили чиновников из их зданий.
А в других частях города «на тропу войны» собирались противники «желтых» — «красные» тайцы. Городские районы поделились по цветовому признаку. Самыми опасными были моменты, когда две колонны разных цветов сталкивались — доходило до потасовок, один раз кто-то бросил гранату…
Многочисленные иностранцы, жившие в тайское столице, ломали голову: что происходит в стране, которая известна красотой и гостеприимством, а отнюдь не политическими страстями? Кто эти люди в разноцветной одежде, почему они так ненавидят друг-друга?
Что ж, в этой статье попробуем разобраться.
В моем романе «Маханакхон» чудеса тайской политики — одна из важных составляющих сюжета. Персонажи и их судьбы, конечно, выдуманы, но реалии борьбы за власть взяты из жизни. В этой статье я кратко расскажу о перипетиях политической истории Королевства, которые послужили вдохновением для приключений Огневского, Мэу и премьер-министра Интханона. Приведу только факты из реальной истории, но зато какие — материала хватило бы на десяток детективов.
Нет у революции конца
Троцкий зря в свое время переехал в Мексику. Ибо, кажется, ни одна страна не воплотила его идею о «перманентной революции» так дословно, как Таиланд…
Современная политическая история этого государства началась в 1932-м, когда произошла Сиамская Революция, лишившая королей и принцев прямой власти. Чем-то это было похоже на… восстание декабристов, только удачное и почти бескровное. Группа офицеров и чиновников подняла несколько вооруженных частей, окружила тронный зал и потребовала от представителей Королевского дома подписать манифест, ограничивающий самодержавие.
Король Прачатхипок пошел на компромисс с лидерами восстания, именовавшими себя «Народной Партией». Он остался у власти как духовный и нравственным авторитет.
Ну а дальше понеслось…
1933 год — левые реформы, проводимые Народной Партией, вызвали протест монархистов и самого короля. «Народников» с помощью вооруженных сил изгоняют из правительства. В итоге власть в стране берет армия — отнюдь не в последний раз.
1947 — снова роялисты с помощью военных свергают правительство, показавшееся им слишком левым. На этот раз в ход едва не пошли танки.
1948 — Кхуанг Апайвонг, лидер предыдущего переворота, смещен собратом по монархическому фронту фельдмаршалом Пхибуном.
1957 — после 20 лет у власти, Пхибун сброшен новой военной группировкой.
1973 — Ван Маха Виппхайок, «днем великого страдания» называют 14 октября 1973-го, когда выступления студентов переросли в настоящие бои с полицией. Число протестующих, требовавших ухода военного лидера-антикоммуниста Тханома Киттикачорна, доходило до 500 тысяч. Чтобы поддержать полицию, армия использовала танки и вертолеты, но и это не остановило демонстрантов — насилие продолжилось на следующий день. Наконец Тханом бежал из страны — только тогда в Бангкок, пострадавший от взрывов и пожаров, вернулся мир. С этого момента появляются новые мощные участники борьбы за власть — студенты и интеллигенция. Перевороты перестают быть прерогативой только правых.
1976 — массовые протесты левых против возвращения Тханома жестоко подавлены полицией и правыми демонстрантами. Эта «Резня 6 октября» приводит в недовольство армию, и вскоре военные в очередной раз свергают правительство.
1977 — спустя год армия прогоняет премьера, поставленного ею же в прошлом году. На этот раз обходится без крови.
1991 — военные снова сбрасывают левацкое правительство. «Черный май» этого года известен тем, что хунта жестоко подавляет протесты сторонников прошлого режима.
2006 — армией свергнуто правительство Тхаксина Чиннавата, самого скандального из левых деятелей современного Таиланда. Тхаксин не из тех, кто легко сдается — он бежит из страны, но будет всеми силами пытаться вернуться и снова встать у власти. Начинается новейший виток политической борьбы, длящийся до сих пор.
2014 — в ходе так называемого «Отключения Бангкока» десятки тысяч протестующих правых блокируют жизнь столицы, требуя отставки премьер-министра Йинглак Чиннават, сестры Тхаксина. В итоге Йинглак и ее министры отстранены от власти Конституционным судом, после чего складывается уникальная ситуация: в течение недели Таиланд по сути существует без правительства! В итоге страну снова берут в свои руки военные, генерал Прайют Чан-оча объявляет себя премьером. На момент написания статьи (сентябрь 2022-го), он все еще у власти, несмотря на массовое недовольство.
Красное и желтое
Как мы видим, некоторые из режимов не продержались и двух лет, скинутые новым переворотом… Что же является причиной всех этих политических бурь?
Упрощая, можно сказать, что в Таиланде отчаянно борются две силы — консервативная, капиталистически-дворянская, и радикальная, лево-трудовая. Побеждает тот, на чью сторону склонятся вооруженные силы. Картина вроде бы типичная, классическая битва левых и правых. Но в реальности все отнюдь не так просто.
Во-первых, и те и другие являются монархистами и буддистами. На протяжении всей тайской истории король и вера были священны практически для любого тайца, вне зависимости от партии. Хотя времена, к сожалению, меняются.
Во-вторых, консервативные тайцы, называющие себя «желтыми» в честь гербового цвета короля, отнюдь не охранители и государственники. Они верны именно Королевскому дому, а не текущему правительству. Часто именно они и есть главная оппозиция. Центр желтых — Бангкок. Это богатый и, несмотря на расхожие представления, очень консервативный город, где живет большинство старых знатных родов.
Их противники, «красные» тайцы — тоже довольно своеобразная публика. Несмотря на характерный цвет их знамен, к социализму они особого отношения не имеют. Скорее они исповедуют очень общую и размытую левую доктрину, требуя выборов и социальных лифтов. Чего, впрочем, вполне хватает, чтобы завоевать поддержку бедных слоев общества, прежде всего из северо-восточных аграрных провинций. Главный источник их недовольства — свержение армией популярных в народе правителей из семьи Чиннават.
Дело в том, что в современном виде красное движение Таиланда создано не рабочими активистами и не леваками-интеллигентами. Его, как не иронично, сформировал миллионер-предприниматель. Это уже не раз поминавшийся мной Тхаксин Чиннават — с появлением этого персонажа в Таиланде начался новый виток политической борьбы, самый отчаянный.
(Читайте также: Токсичный Тхаксин. О самом скандальном политике Таиланда).
Тайский путь
Какие выводы можно сделать из всей этой пестрой истории? Кто-то посмеется над разухабистой политической жизнью тайцев и будет глубоко неправ. Тайское государство, несмотря на все его проблемы, уникально. Оно сохраняет в современном мире традиционные представления о вере и королевской власти, при этом активно развиваясь, оставаясь открытым всему миру. Оно переживает постоянные политические бури, но не скатывается в нищету и анархию.
Тайцы не пытаются копировать сомнительные ценности Запада, не являются они и марионеткой Китая, как некоторые их соседи по Азии. За это они платят политической нестабильностью.
Они гордо и упорно держатся за свой собственный путь, за право быть Таиландом, хотя это и стоит им очень недешево.
Но главный урок тайская жизнь преподнесла мне в ту самую неделю между отставкой Йинглак Чиннават и приходом военных к власти. Шесть дней в стране не было верховного руководства. Вообще. При этом продолжалась благополучная жизнь — работали магазины, на углах улиц стояли постовые, дымились кастрюли в лапшичных, над улицами Бангкока скользили вагоны легкого метро.
Да ведь случись подобный период безвластия в любой другой стране — хоть в России, хоть в Америке, хоть в Китае — начались бы хаос и анархия, все передрались бы друг с другом. А тайцы просто продолжали жить как обычно под благословенным солнцем Юга.
Несмотря на буйную и даже кровавую историю тайцы умудряются сохранять атмосферу праздника, ради которой миллионы иностранцев едут в Королевство каждый год. Это, пожалуй, их самое главное достижение.
Интересуетесь тайским Королевством, его прошлым и настоящим? Читайте мой «МАХАНАКХОН», детективный роман о Таиланде: