Когда я рассказывала об усадьбе Свиньиных-Козловских, я упомянула, что у домового храма в этой усадьбе весьма нетривиальная, можно сказать, даже мистическая, история.
В описании церквей и приходов Владимирской епархии за 1895 год, говорилось, что деревянная церковь в Смоленском существовала с начала XVII века, но перед 1628 годом сгорела. Обычная история для того времени. Эта церковь была восстановлена и освящена вновь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
А в 1779 году местным помещиком Петром Сергеевичем Свиньиным вместо деревянной церкви устроен двухэтажный каменный храм в связи с помещичьим домом. Так что церковь оказалась домовая. Колокольни при церкви не было, колокола помещались в специальной башне.
Домовая церковь располагалась в восточной башне дома. На крыше башни стоял крест. На двух первых этажах было два придела: в верхнем этаже, в честь Успения Божьей Матери, в нижнем, во имя святого апостола Иоанна Богослова.
Стены верхнего придела были расписаны итальянскими мастерами, пол был выложен мозаикой. Высокие окна давали много света.
До 1872 года у церкви был особый причт, с 1872 по 1874 год приход был приписан к селу Нестерово. С 1884 года, когда в усадьбе была открыта сельскохозяйственная школа, в Успенской церкви опять учреждён особый причт, состоящий из священника и псаломщика.
Но в 1917 году случилась революция и домовая церковь в усадьбе Свиньиных-Козловских стала первой в Переславском районе, которую закрыли и разграбили.
Сельскохозяйственный техникум, который располагался в усадьбе, использовал здание для своих нужд. Фрески на стенах закрасили, мозаичный пол в алтаре разбили, в других местах его закрыли досками. Помещения перегородили на небольшие комнаты-клетушки. Устроили здесь классы и лаборатории.
В конце семидесятых годов прошлого века здание передали средней школе и восточной башне особняка по-прежнему располагались классы, мастерские и библиотека. Пока в 90-х годах не затеяли ремонт.
А на Крещение, в 1995 году случился пожар. Дети прибежали к директору школы, жаловались, что из восточной башни идёт дым. Когда она прибежала и распахнула двери, пламя, подпитанное кислородом, охватило всё здание. Приехали пожарные, но к тому времени башня полностью выгорела изнутри.
Говорят, когда пожарные направляли струи воды на стены, то их охватывал ужас: «Огонь, дым, а перед нами встают святые, как живые…» Горела краска поверх фресок и проступали лики святых.
Но после пожара видно было только чёрные, закопчённые стены. Осталось всего несколько фрагментов. Среди них ангел, спасающий грешника из ада, Избиение младенцев, и преподобный Никита Столпник.
Директор школы рассказывает, что они совместными усилиями вместе с учениками стали приводить здание в порядок, оттирать от копоти стены и полы. И постепенно на стенах расчистили старые фрески кисти итальянских мастеров, а на полу чудесную мозаику.
Конечно, всё это было не одним днём. Работы продолжались несколько лет. Помогали добровольцы. В 2000 году большую работу проделали студенты сервисного отряда Ярославских ВУЗов.
Священнослужители из Никитского монастыря помогли отремонтировать купол, установили крест, стали проводить молебны. Местные благотворители выделили деньги на внутренние работы и установку окон. Привезли новый резной иконостас.
Сейчас церковь служит по своему прямому назначению. Здесь проходят службы и молебны, отмечается престольный праздник.
А в нижнем приделе благословили оставить столовую-трапезную. И на самом деле, помещение напоминает монастырскую трапезную.
Цикл почти замкнулся. Из огня появилась новая церковь. Ну как здесь не поверить в Божий промысел?
Про усадьбу Свиньиных-Козловских можно прочитать по ссылке: