Этот интересный и незабываемый эпизод в моей жизни произошел летом 1963 года в Одессе, во время летних каникул. С моего первого и единственного полета в 1959 году прошло долгих, как мне тогда казалось, четыре года. А мечта летать, ну, хоть бы еще раз подняться в небо, не проходила, - наоборот только крепла. Я закончил седьмой класс, и уехал из Баку на каникулы в Одессу, - к тете и двоюродному брату. К тому времени я уже три года занимался авиамоделизмом, и посещал авиамодельный кружок в Бакинском Дворце пионеров им. Юрия Гагарина. В «вопросах» авиации я уже был достаточно «образован» - прочел множество книг об авиации, и художественных, и специальных. Построил за эти годы немало летающих моделей, научился заводить и регулировать авиамодельные моторы и пилотировать кордовые модели самолетов. Побывал и на экскурсии в аэропорту зимой 1961-62, там даже «пощупал» самолеты руками и посетил кабины самолетов Ил-14 и Ли-2, - я уже писал об этом в предыдущей главе.
Но в небо с того первого полета 1959 года больше так и не поднимался. «Летал» только по ночам, во сне. А здесь, приехав в Одессу, вдруг с радостью узнал, что по воскресеньям в одесских аэропортах «Центральный» и «Застава» производятся катание на самолете над городом всех желающих. Полет продолжительностью 15 минут, стоил 1 рубль (взрослый) и 50 копеек (!) детский до 12 лет. По всему городу были развешены рекламы, предлагающие совершить воздушную "прогулку». Как я тогда «загорелся»! Появилась реальная возможность снова подняться в небо! Сейчас уже и не помню, - с трудом или нет, но разрешение совершить полет в ближайшее воскресенье было получено. Тогда большую поддержку в осуществлении этого «мероприятия» я получил от двоюродного брата и его жены.
И вот утром, в тихое, жаркое и безоблачное воскресенье мы с моей тетей поехали на автобусе в аэропорт. Я сразу предложил тете ехать в аэропорт местных воздушных линий «Застава», полагая, что там будет меньше народа, желающих полетать над городом, и как следствие – большая возможность попасть в число «счастливчиков». А во- вторых, я думал, что там мне удастся подняться в воздух на маленьком и легком самолете – что даст возможность полнее ощутить прелесть полета. Я предполагал, что в аэропорту «Центральный» катание будет производиться на большом самолете, где не будет таких «ярких» ощущений. Но я тогда не угадал – самолет для «катания» был выделен один, Ли-2, который и совершал перелеты над городом из одного аэропорта в другой.
Почему то до сих пор помнятся даже мелкие детали поездки на переполненном и душном автобусе «Львов» маршрута 104, следующий до аэропорта местных линий "Застава". Честно говоря, мне тогда даже не верилось, что в ближайшие часы может свершится "чудо", и я поднимусь в небо. Уж больно фантастической казалась сама возможность полететь на самолете!
Но, мне повезло, - судьба оказалась ко мне благосклонна! В аэропорту «Застава» тетя купила мне билет на ближайший вылет без проблем. Здесь мы узнали, что самолет сядет в аэропорту Центральный. Оттуда можно вернуться бесплатным служебным автобусом, который был специально «запущен» между двумя аэропортами, либо снова купить билет, и прилететь обратно самолетом. К моей радости, тетя разрешила мне вернуться назад снова самолетом!
Недалеко от невысокого ограждения, слева, на травяном поле стоял двухмоторный самолет Ли-2.
Этот самолет был уже мне хорошо знаком. Входная дверь была открыта, к двери был приставлен невысокий трап. Все остальные самолеты в аэропорту были бипланы Ан-2 на 12 пассажиров, и маленькие двухмоторные Л-200 «Морава» и «Супер-Аэро45», - каждый на 3-4 пассажира.
Желающих «покататься», уже с билетами на руках, набралось более двух десятков человек. В основном – это была организованная группа из какого то техникума или ПТУ, старше меня возрастом, с руководителем. Пока ожидали посадку, мою тетю узнала и окликнула ее старая знакомая, которая работала дежурной по посадке аэропорта. Она была в форме Аэрофлота, с повязкой на руке. Она и должна была нас «сажать» в самолет. Они разговорились между собой, тетя сказала, что я - ее племянник, и что мечтаю об авиации и полетах. Знакомая моей тети оказалась веселой, все смеялась и говорила с украинским акцентом.
Когда началась посадка в самолет, тетина знакомая подвела меня и пропустила в самолет одним из первых. При этом шепнула, чтобы я садился вперед, - там, мол, меньше укачивает. Но не на того напала! Мне наоборот, хотелось сесть сзади, как и тогда, когда мы летели с отцом и братом, - где больше всего «качает» и крыло не закрывает обзор. И я, не раздумывая ни секунды, занял крайнее правое кресло у окна. Обзор был изумительный. Опять я вдыхал этот неповторимый запах самолета и неба! Мне все происходящее казалось очередным сном. Не верилось, что через несколько минут я поднимусь в небо…
От самолета вручную откатили трап, и через минуту экипаж запустил сначала левый, а потом и правый двигатели. Самолет на короткое мгновение окутался белым дымом, но тут же струя воздуха от винтов сдула все назад. Я сидел в самолете с работающими двигателями, который собирался взлетать! Мне тогда даже не верилось в такое счастье!
Прогрев пару минут двигатели, самолет, поскрипывая тормозами, плавно порулил по травянистому полю к точке старта. В то утро самолеты на «Заставе» взлетали и садились в направлении с севера на юг. Мы рулили в противоположный от аэровокзала конец поля прямо по укатанной грунтовой взлетной полосе. Не отрываясь я смотрел в окно, внимательно «изучая» все, в общем то уже известные мне, элементы конструкции самолета. В торце полосы самолет плавно развернулся на 180*, и остановился. Наступал «момент истины»…
Самолет постоял на месте, а потом энергично покатился вперед, а в процессе начала движения двигатели вышли на взлетный режим. Мне тогда показалось, что на Ил-14 двигатели на взлете гудели гораздо громче, да и ускорение движения на Ли-2 несколько медленнее и плавней, чем на Ил-14. На других самолетах я не летал, и сравнивать мог только со своим первым полетом. Но, тем не менее – мы взлетали! В первые же секунды разбега пол салона самолета почти выровнялся, - хвостовое колесо уже летело, земля, покрытая травой и лесопосадка справа «набирали скорость», все убыстряя свой «бег» назад... Самолет упруго вздрагивал на неровностях грунта, и наконец – о чудо, толчки колес о землю прекратились, мы «повисли» в воздухе.
Земля стала быстро уходить вниз, под нами проплыла дорога - Тираспольское шоссе, в которое переходит ул. Столбовая, по которой мы и приехали на автобусе в аэропорт. Самолет, продолжая набирать высоту, стал разворачиваться вправо. Неожиданно появилось чувство проваливания вниз, - самолет начало болтать. Ведь было жаркое лето, и, не смотря на утро, воздух уже хорошо прогрелся, и чувствовалась, так мне понравившаяся еще тогда, в 1959 году, болтанка. Я прилип к окну – такая красивая, почти фантастическая в моем понятии картина, плавно проплывала под крылом! В салоне было довольно тихо, можно было разговаривать в полголоса.
Я рассматривал летнюю Одессу - мой любимый город, - узнавая к своему восторгу, знакомые места. Развернувшись после взлета вправо более чем на 180*, самолет летел в сторону Пересыпи, плавно временами подворачивая вправо. Одесса во всей красе раскинулась как раз по правому борту. Я узнал автовокзал, увидел «Московскую" дорогу с мостом через железную дорогу и рядом с ним склады. К этому мосту я несколько раз ездил с товарищем с нашего двора на велосипедах. Чуть дальше, в зелени деревьев был виден хаос из крыш домов района Молдаванки. Там же где то был и наш дом на углу улиц Хворостина и Мясоедовской. Хорошо была видна радиовышка.
Вскоре мы прошли над грузовым портом, - это район Крыжановки, и полетели над морем вдоль береговой линии. Прекрасно был виден морской порт, стоящие у причалов и на рейде суда, дамба и маяк. Видно было и Потемкинскую лестницу, купол оперного театра, стадион, Ланжерон, Аркадию и другие знакомые места. Где то в районе 10 станции Большого Фонтана , мы снова пересекли береговую линию и полетели над садами, дачами и частным сектором этого района, город был весь как на ладони. Затем прошли над взлетной полосой и стоянками аэропорта Центральный. Того чувства «некоторого» страха, который сопровождал меня в моем первом полете 4 года назад, не было и в помине. Было только чувство неописуемого восторга!
Вскоре самолет опять начал разворачиваться вправо, под нами проплыли железнодорожные пути, склады, пакгаузы и грузовые составы в районе Заставы. После разворота мы начали снижаться и заходить на посадку. Через некоторое время под крылом плавно проплыл торец ВПП с «зеброй» и множеством черных следов от покрышек колес самолетов. Самолет мягко коснулся полосы, немного пробежал, снова «задрал» нос, и поскрипывая тормозами, «важно» порулил к аэровокзалу. Полет был закончен.
Самолет остановился напротив аэровокзала, рядом с выходом в город для прибывающих пассажиров. Выйдя из самолета, я сразу пошел к кассе для «воздушных прогулок», которая была организована в служебной двери аэровокзала, рядом с его левым углом - со стороны привокзальной площади. Здесь, у кассы, стоял большой рекламный щит и была небольшая очередь. Я сразу занял очередь, а в душе был страх, что мне одному могут и не продать билет, - маловат я все таки был, 14 лет. Запомнился маленький скандал в очереди, когда кассирша без очереди продала несколько билетов одному дядьке в форме аэрофлота, - на всю его семью. При этом она громко, с чисто одесским акцентом, «парировала» недовольные возгласы очереди фразой: – «А шо вы хотите?! Это наш работник! Так почему бы мне таки не продать ему билеты в первую очередь?!»
Вскоре и я купил билет. Опять я был на «седьмом небе» от радости! Правда, на отлетающий рейс я не попал, пришлось ждать следующего, около получаса. Зато я побродил по аэропорту, насмотрелся на улетающие и прилетающие самолеты, что само по себе представляло для меня ценность. Впоследствии, прилетая в Одессу, я часто проходил возле этой двери, где тогда сделали временную кассу. Похоже, ее не открывали уже много лет… Но, память все сохранила, вижу тот день, как будто это было вчера. А ведь прошло уже почти шестьдесят лет!
Пока я ждал вылета, меня «посетила» гениальная мысль – если сюда мы облетали город полукругом слева - город все время был виден справа, то обратно мы полетим, огибая Одессу, справа. И город будет виден с левого борта. Так что надо будет постараться занять свободное место слева. Когда пассажиров начали сажать в самолет, в числе первых мне на этот раз оказаться не удалось. Зайдя в салон, я увидел, что все задние кресла были уже заняты. Я быстро «прошмыгнул» вперед. Свободные места были впереди. Я сел слева, на место 1А, у окна, в первом ряду. Обзор был не такой шикарный, как сзади, но все равно видно было очень хорошо.
В тот полет экипаж посадил в самолет, прокатиться на «халяву», продавщицу мороженого. Вместе с ее светло-голубым ящиком с закругленными боками и ремнем для переноски на шее, с надписью « Морозiво». Продавщица сначала смеялась и отнекивалась, но летчики уговорили ее слетать на «Заставу», продавать мороженое там, а затем, мол, следующим рейсом, привезем назад. Тогда не было никаких досмотров и обысков вылетающих пассажиров. Она согласилась, и экипаж взял «мороженщицу» к себе в кабину.
(Добавлю от себя - эта продавщица была очень миловидная и красивая девушка, я это вполне оценил, как, впрочем, и экипаж...)
Так же, как и утром, быстро запустили двигатели, недолго рулили до полосы, - взлетали от ближнего торца ВПП, в сторону Люстдорфа. Впереди шума от двигателей было больше, чем в хвосте, но все равно Ли-2 был не такой «шумный» самолет, как Ил-14. Я правильно рассчитал маршрут обратного полета. После взлета, на небольшой высоте, левым разворотом мы полетели в район Аркадии. Там пересекли береговую черту, вскоре, над морем, снова подвернув влево, и пошли вдоль берега. Опять Одесса была прекрасно, как на ладони, видна слева во всей своей красе. Затем, опять подвернули влево и полетели над районом Пересыпи. На этот раз полет проходил ниже, чем утром. Далее пошли железнодорожные пути, склады, промышленные зоны, частный сектор, поля – места мне не знакомые. А потом правым разворотом, уже за чертой города, наш самолет зашел на посадку. Садились с той же стороны, с которой утром и взлетали, с севера.
А вот при приземлении нас всех ждал «сюрприз» - самолет сел мягко, но в самом начале пробега как то сильно дернулся, подвернул влево, затрясся и очень резко стал гасить скорость. При этом, стал заметен большой крен в «мою», левую сторону. Пробежав так по траве совсем немного, и резко тормозя, самолет встал. Даже мне сразу стало ясно – что то произошло с самолетом. Почти сразу экипаж заглушил двигатели, прямо в поле. Дверь пилотской кабины, рядом со мной, открылась, и из нее вышел член экипажа (думаю бортмеханик), в белой рубашке. Волосы его были взъерошены - наверное, небрежно скинул с головы наушники. Стоя возле двери он бодрым голосом сказал всем пассажирам :- «Все, «приехали»! У нас лопнуло левое колесо… Сейчас за вами приедет автобус и отвезет к аэровокзалу!»
Затем он прошел по салону и открыл входную дверь по правому борту. Длины бортовой лестницы - стремянки явно не хватало до земли. Самолет стоял с большим левым креном, и дверь оказалась довольно высоко от земли. Тем не менее, этот член экипажа, а за ним и несколько пассажиров мужчин спрыгнули на траву. Я тоже спрыгнул. Барабан левого колеса с «пожеванной» резиной покрышки зарылся в землю, за ним тянулся след свежевспаханной земли. Самолет выглядел как то беспомощно с высоко задранным правым крылом, посреди большого поля. Со стороны аэровокзала по траве к нам ехал грузовик ГАЗ-51, автобуса не было и в помине. Грузовик подогнали кузовом с опущенным задним бортом к входной двери. Из самолета в кузов стали пересаживаться пассажиры, среди них и продавщица мороженного со своим ящиком… Кто вышел из самолета раньше, в том числе и я, залезли тоже в кузов грузовика, и он отвез всех пассажиров к зоне прилета.
Моя тетя сидела на скамейке в тени скверика возле аэровокзала. Она даже не поняла, почему пассажиров подвезли на грузовике. У меня тогда не было никакого чувства испуга, - ничего, кроме восторга. Вот так день, вот это «море» впечатлений! Так закончилось моя воздушная «прогулка» в том, далеком уже 1963 году. Мы с тетей уехали домой ближайшим автобусом. Дома, наскоро переодевшись и перекусив, мы, как это и планировалось заранее, поехали на пляж, в Аркадию. В тот день, пока мы были на пляже, над Аркадией несколько раз на малой высоте пролетал Ли-2. Он «уходил» в море, затем разворачивался и летел вдоль береговой черты в сторону порта. Вне всяких сомнений – это был все тот же самый самолет, совершающий «прогулки» над городом.