Найти в Дзене
com-drive

Автобус-вездеход КАМАЗ – вбухивать деньги в пафосный проект теперь норма

Свершилось! В рамках Петербургского международного газового форума-2022 КАМАЗ, наконец-то, показал живой образец нового полноприводного автобуса КАМАЗ-6250. Изображение перспективного автобуса-вездехода, появившееся ранее, вызвало немалый интерес, и премьеру ждали с нетерпением.

Вопреки скепсису, КАМАЗ перенес яркий дизайн с экранов мониторов на опытный образец практически без упрощений. И новинка действительно выглядит ярко и колоритно. Однако давайте лучше взглянем, что же скрывается под красивым… образом.

Официально автобус вездеход разработан в соответствии с техзаданием ПАО «Газпром». Т.е. основные решения были продиктованы условиями ТЗ заказчика. От этого и будем отталкиваться.

Пассажировместимость машины – «32 пассажира или 23 пассажира + багажные отсеки». Представленный на выставке образец был чисто пассажирским – 32 места, из которых два «перевертыша» сразу за водителем. В грузопассажирском варианте вместо двух последних рядов, а также вместо второго и третьего ряда по правому борту монтируются грузовые отсеки вместимостью 1,5 и 1,8 м.куб. соответственно. Интересное решение.

-2

Рабочее место водителя выглядит достаточно современно. Для доступа в кабину имеются две большие распашные двери с обоих бортов – карабкаться, «хватаясь за что-то там», не придется. К слову, для удобства входа пассажиров имеется выдвижная подножка. Все равно высоковато, но в любом случае удобнее, чем «мягкая» ступенька в виде троса.

За «вездеходность» автобуса отвечает полноприводное шасси КАМАЗ-43502, относительно большой клиренс и электрическая лебедка с усилием 8 тонн в переднем бампере. Для повышения комфорта впереди установлены длиннолистовые рессоры с амортизаторами, а сзади - пневмоподвеска на четырёх пневмоэлементах.

-3

Конструкция КАМАЗ-6250 представляет собой каркасно-панельный монокузов - силовой каркас (сваренный из стальных труб) и внешнюю облицовку из композитов. По дизайну переднюю часть машины постарались привести к внешности грузовиков КАМАЗ поколения К5. Весьма разумное решение.

Вообще, дизайнеры постарались на славу. Даже крепление «запаски» на задней стенке решено весьма элегантно. Как концепт новинка выглядит просто шикарно!

-4

Но мы же понимаем, что сейчас создавать концепты – это безумие. Поэтому, давайте взглянем с точки зрения реальности - без налета громких слов типа «инновационный».

Двигатель, он может быть как дизельным, так и газовым (на выставке машина щеголяла наклейками «СПГ»), как и у базового шасси расположен впереди, читай «в кабине». Так как кузов здесь автобусный, то все ограничения по его обслуживанию через «дырку в полу» прилагаются. Прибавим сюда вопросы шума, теплоотдачи и прочие прелести, известные всем по автобусам ПАЗ, и зададим вопрос – зачем нужно было делать единый кузов? Отдельная откидная кабина и изолированный салон были удобнее как для водителя, так и для пассажиров.

Да и зачем вообще нужен на бездорожье композитный кузов – непонятно. Его нельзя выправить с помощью кувалды и «крепкого словца» и в него нельзя упереться ковшом бульдозера, чтобы подтолкнуть. Более того, автобус с низкой «юбкой», созданной в угоду дизайна, в условиях бездорожья – беда. Тот же здоровенный задний свес будет вывешивать задний мост на любой крутой горке.

-5

А еще меня очень смутило полное отсутствие какой-либо технической информации по автобусу. Какой двигатель установлен – 290-сильный. Какая коробка передач используется – 6-ступенчатая автоматическая. В настоящее время так пишут, когда на машине стоит что-то «санкционное». Проект разработали раньше, и пока не смогли поменять на что-то отечественное?

А ведь скрывается не только начинка. В сопроводительной табличке нет ни полной массы, ни развесовки по осям – вообще никаких цифр. Даже габаритные размеры не указаны – машина слишком валкая, и ее еще будут дорабатывать?

-6

В общем, вопросов к КАМАЗ-6250 масса. Потому как непонятно – зачем вообще понадобился подобный вездеход в условиях, когда мы вернулись к моторам Евро-0? Доставлять людей к месту работы по лютому бездорожью? Но от такой техники обычно требуется выносливость, проходимость и ремонтопригодность. Комфорт пассажиров, конечно, желателен, но не в ущерб функциональности. А ее как раз у новинки и не наблюдается.

-7

Другое дело, если автобус изначально разрабатывали для совсем других нужд. Покатать важных персон по владениям «Газпрома», сделать штабную машину на 12 мест, собрать спецлабораторию под какой-нибудь показательный госпроект – тогда, конечно, да. КАМАЗ-6250 под такое исполнение подойдет отлично. И картинка красивая будет, и внутри удобно.

Вот только то, что нормально воспринялось бы зимой 2022-го, очень спорно выглядит текущей осенью. Напомню, что аналогичный проект Torsus Praetorian на шасси MAN 4x4, презентованный еще в 2019 году, так и не получил широкого развития. А ведь тогда времена были куда более «сладкие»…