Свершилось! В рамках Петербургского международного газового форума-2022 КАМАЗ, наконец-то, показал живой образец нового полноприводного автобуса КАМАЗ-6250. Изображение перспективного автобуса-вездехода, появившееся ранее, вызвало немалый интерес, и премьеру ждали с нетерпением.
Вопреки скепсису, КАМАЗ перенес яркий дизайн с экранов мониторов на опытный образец практически без упрощений. И новинка действительно выглядит ярко и колоритно. Однако давайте лучше взглянем, что же скрывается под красивым… образом.
Официально автобус вездеход разработан в соответствии с техзаданием ПАО «Газпром». Т.е. основные решения были продиктованы условиями ТЗ заказчика. От этого и будем отталкиваться.
Пассажировместимость машины – «32 пассажира или 23 пассажира + багажные отсеки». Представленный на выставке образец был чисто пассажирским – 32 места, из которых два «перевертыша» сразу за водителем. В грузопассажирском варианте вместо двух последних рядов, а также вместо второго и третьего ряда по правому борту монтируются грузовые отсеки вместимостью 1,5 и 1,8 м.куб. соответственно. Интересное решение.
Рабочее место водителя выглядит достаточно современно. Для доступа в кабину имеются две большие распашные двери с обоих бортов – карабкаться, «хватаясь за что-то там», не придется. К слову, для удобства входа пассажиров имеется выдвижная подножка. Все равно высоковато, но в любом случае удобнее, чем «мягкая» ступенька в виде троса.
За «вездеходность» автобуса отвечает полноприводное шасси КАМАЗ-43502, относительно большой клиренс и электрическая лебедка с усилием 8 тонн в переднем бампере. Для повышения комфорта впереди установлены длиннолистовые рессоры с амортизаторами, а сзади - пневмоподвеска на четырёх пневмоэлементах.
Конструкция КАМАЗ-6250 представляет собой каркасно-панельный монокузов - силовой каркас (сваренный из стальных труб) и внешнюю облицовку из композитов. По дизайну переднюю часть машины постарались привести к внешности грузовиков КАМАЗ поколения К5. Весьма разумное решение.
Вообще, дизайнеры постарались на славу. Даже крепление «запаски» на задней стенке решено весьма элегантно. Как концепт новинка выглядит просто шикарно!
Но мы же понимаем, что сейчас создавать концепты – это безумие. Поэтому, давайте взглянем с точки зрения реальности - без налета громких слов типа «инновационный».
Двигатель, он может быть как дизельным, так и газовым (на выставке машина щеголяла наклейками «СПГ»), как и у базового шасси расположен впереди, читай «в кабине». Так как кузов здесь автобусный, то все ограничения по его обслуживанию через «дырку в полу» прилагаются. Прибавим сюда вопросы шума, теплоотдачи и прочие прелести, известные всем по автобусам ПАЗ, и зададим вопрос – зачем нужно было делать единый кузов? Отдельная откидная кабина и изолированный салон были удобнее как для водителя, так и для пассажиров.
Да и зачем вообще нужен на бездорожье композитный кузов – непонятно. Его нельзя выправить с помощью кувалды и «крепкого словца» и в него нельзя упереться ковшом бульдозера, чтобы подтолкнуть. Более того, автобус с низкой «юбкой», созданной в угоду дизайна, в условиях бездорожья – беда. Тот же здоровенный задний свес будет вывешивать задний мост на любой крутой горке.
А еще меня очень смутило полное отсутствие какой-либо технической информации по автобусу. Какой двигатель установлен – 290-сильный. Какая коробка передач используется – 6-ступенчатая автоматическая. В настоящее время так пишут, когда на машине стоит что-то «санкционное». Проект разработали раньше, и пока не смогли поменять на что-то отечественное?
А ведь скрывается не только начинка. В сопроводительной табличке нет ни полной массы, ни развесовки по осям – вообще никаких цифр. Даже габаритные размеры не указаны – машина слишком валкая, и ее еще будут дорабатывать?
В общем, вопросов к КАМАЗ-6250 масса. Потому как непонятно – зачем вообще понадобился подобный вездеход в условиях, когда мы вернулись к моторам Евро-0? Доставлять людей к месту работы по лютому бездорожью? Но от такой техники обычно требуется выносливость, проходимость и ремонтопригодность. Комфорт пассажиров, конечно, желателен, но не в ущерб функциональности. А ее как раз у новинки и не наблюдается.
Другое дело, если автобус изначально разрабатывали для совсем других нужд. Покатать важных персон по владениям «Газпрома», сделать штабную машину на 12 мест, собрать спецлабораторию под какой-нибудь показательный госпроект – тогда, конечно, да. КАМАЗ-6250 под такое исполнение подойдет отлично. И картинка красивая будет, и внутри удобно.
Вот только то, что нормально воспринялось бы зимой 2022-го, очень спорно выглядит текущей осенью. Напомню, что аналогичный проект Torsus Praetorian на шасси MAN 4x4, презентованный еще в 2019 году, так и не получил широкого развития. А ведь тогда времена были куда более «сладкие»…