В конце XIX-го и в начале XX века в Австрии жил и работал человек по имени Зигмунд Фрейд, с именем которого многие ассоциируют создание психоанализа, а кое-кто даже и создание психологии в целом.
Задолго до него в Индии жил и упорно не работал другой человек по имени Сиддхартха Гаутама. Сперва он не работал по причине собственного царского происхождения, а впоследствии — в силу бродяжничества.
Его вклад в психологию в целом, вероятно, следует оценить как куда более значимый.
Подробное обсуждение этого вопроса в рамках отдельной статьи немыслимо, поэтому остановимся лишь на так называемых Четырёх благородных истинах Будды, которые традиционно считаются основой буддистского учения.
***
Вторая благородная истина Будды, как уже упоминалось, звучит так:
у страдания существует причина, и эта причина — привязанность.
Опять-таки, с религиозной и философской точки зрения объяснять, что такое «привязанность», и почему именно из-за неё страдают, можно бесконечно долго и разными способами.
Однако у психолога объяснение куда более конкретное.
Поведение психологически здорового человека многовариантно.
То есть в его распоряжении есть не один, раз и навсегда запрограммированный, способ реакции в той или иной ситуации, а несколько таких способов.
И действует он не исходя из того, что нужно другим, а исходя из того, что нужно ему самому.
То есть его поведение не только многовариантно, а ещё и целесообразно. Оно называется проактивное поведение.
А вот человек с психологическими проблемами в этом смысле похож на баян. На какую кнопку нажмёшь — ту реакцию у него без труда и вызовешь, та нота и зазвучит. Его пугаешь — он пугается, его расстраиваешь — он расстраивается, его успокаиваешь — он успокаивается, его раздражаешь — он раздражается, ему хамишь — он хамит в ответ, ну и так далее, по хорошо знакомому каждому из нас списку.
Называется это реактивное поведение.
Человек с психологическими проблемами имеет эти проблемы, собственно говоря, именно в силу того, что его способы реакции на мир предельно ограничены и обусловлены.
Он к ним, к этим своим реакциям, привязан.
То есть не он управляет своим поведением, а его поведение управляет им самим.
Хвост вертит собакой.
Мышление психологически здорового человека тоже многовариантно.
То есть по поводу того или иного факта у него есть не одно объяснение, которое лично ему кажется очевидным и единственно возможным, а хотя бы два-три. А лучше пять: пять возможных объяснений, гипотез, предположений…
А мышление человека с психологическими проблемами, опять-таки, предельно узко. У него на всё и всегда есть простое и очевидное объяснение. Например, нечто происходит потому, что все мужики — козлы. Или потому, что все женщины — меркантильные стервы. А ветер дует, потому что деревья качаются…
Математик Дэвид Гильберт как-то сказал: «Когда горизонт мнений человека сужается до бесконечно малой величины, человек заявляет «Это моя точка зрения!»
Точка, понимаете?..
Не горизонт, и даже не отрезок, а точка.
В этом смысле избавление от привязанностей, согласно психологу Сиддхартхе Гаутаме, как раз и состоит в расширении и изменении моделей своего мышления и поведения.
То есть в приобретении человеком разных способов объяснения мира и разных моделей поведения в нём.
Отвязываясь, таким образом, от привычных ему, и явно неадекватных реальности моделей, которые, собственно, и создают ему проблемы…
То есть — адаптируясь.
Психотерапия — она вообще почти вся про адаптацию…
(продолжение следует)