Социалистическую эпоху, разумеется, идеальной назвать трудно. И здесь буйствовали бандиты, промышляли мошенники и воры. Но среди них особо выделялся один, по прозвищу Ванька Хитрый, самый заядлый рецидивист в истории советской криминалистики.
У этого человека были особые способности и изощренный ум – он мог претворять в жизнь поистине грандиозные аферы, обманывая всех вокруг. Однако Иван Петров (так звали на самом деле этого удачливого вора) никогда никого не убивал, только грабил.
Иван родился в 1900 году в Калининской области, в маленькой деревушке Пасынково. Понятно, что семья была не совсем благополучная. И мальчишка впервые преступил рамки закона в 10 лет. А в 16 уже давал показания по какому-то мелкому делу в полицейском участке.
Во время своей криминальной жизни Иван попадался. И не раз. Однако впервые реальный срок он схлопотал лишь в 1925 году. Как и почему его отпустили – неизвестно. Но в архивах сохранились допросы и протоколы суда над Ванькой в 1927 году.
После было еще 11 судов, вплоть до 1972 года. И на всех Ванька Хитрый присутствовал под разными фамилиями. Он использовал около 14 разных псевдонимов: Гуськов, Бутюгин, Авин, Абдершин, Дьячков, Денисов, Живов, Серебряков, Киреев, Живой, Тарасов и другие.
В 1931 году мошенник попал на Соловки, но из лагеря он убежал. Три года где-то промышлял, пока снова не попался на грабеже толи колхоза, то ли госпредприятия. Его ждал расстрел. Но Хитрому тогда крупно подвезло – расстрел заменили сроком на 10 лет в лагерях. Началась война, и в 1944 году Хитрого определили в штрафбат.
Во время сражений Иван Петров получил ранение, после чего его освободили. Так как считалось, что вор искупил свои злодеяния собственной кровью. Хотя есть исследователи, считавшие это не совсем правдивой информацией. Но кто теперь знает, тогда многое было утеряно, и многие пользовались войной.
Хитрый вор никогда не имел подельников, не состоял ни в каких бандах и группировках. В 1960-м он додумался, что можно свои кражи совмещать с аферой на картах. Так появились курортные карточные мошенники, позаимствовавшие идею у Хитрого.
Как правило, тогда Ванька работал в Сочи. Иногда появлялся в Батуми и Ялте. Время его «гастролей» - летние отпуска. Выигрыши мошенника были грандиозными, он жил как король, питаясь в лучших ресторанах и проживая в самых дорогих гостиницах. Да и ездил он по стране, ничуть не боясь быть пойманным.
Однажды, когда Ванька Хитрый был в Сочи, он вдруг решил утащить у кого-нибудь Звезду Героя Соцтруда, дабы пользоваться льготами. Выбрал жертву. Рецидивист проник в гостиничный номер отдыхавшего тут Владимира Колябко, и сказал ему, что они, мол, знакомы. Якобы их встреча состоялась во время сессии Верховного Совета СССР, а потом они пиши шампанское в буфете и мило беседовали.
Неужели Колябко забыл? Тот, разумеется, вспомнить не смог бы при всем желании, но обескураженный, признал, что вроде было. Ванька крайне вежливо общался с Колябко, пригласил его к себе в гости на следующий день и ушел. А вместе с ним исчезли дорогой костюм с Золотой Звездой Героя.
Такие кражи происходили еще много раз. Но всем потерпевшим было отказано в возбуждении уголовных дел, так как «совершенное преступление нельзя относить к деяниям высокой общественной опасности».
Вот так промышлял хитрец, воруя деньги и обманывая людей. Рассказывали про случай, когда на его удочку попался известный московский стоматолог Кушнер. Хитрый заприметил того в импортном магазине «Березка», где тот никак не мог подходящий костюм.
Вор подошел, важный, прилично одетый, с орденом Героя на груди и представился сотрудником Министерства легкой промышленности, указав на первый попавшийся пиджак, заявил, что такие, мол, популярны в Италии. Врач с новым пиджаком отправился в примерочную, свой снял и оставил в зале. В это время Хитрый натянул на себя его пиджачок вместе со всеми деньгами и сертификатами и был таков.
Правда, далеко не убежал он – поймали, повели в милицию. Там обнаружили, что Золотая Звезда Ваньки принадлежит одному человеку (Колябко), а удостоверение к медали вор спер у кого-то другого.
Сам же преступник орал, что ошибочка вышла, а полагающиеся документы он тотчас привезет. В милиции решили это проверить и поехали вместе с мошенником, но тот по дороге сделал вид, что потерял сознание. Пришлось возвращаться в дежурную часть и вызывать карету скорой помощи. Пока ждали, Хитрый снова сбежал.
1972 год. Тогда Хитрый попался в последний раз и получил 10 лет тюрьмы. Следствие вели в Сочи, собрали целый том доказательств причастности Хитрого к разным делам, передали все данные в столицу. Московские следователи задержали вора, когда тот мылся в бане. В тот год Хитрый взял фамилию Авин и являлся «офицером КГБ», «депутатом», «шпионом» и личины менял, как перчатки.
Вновь возбудили следствие по делу Петрова-«Авина». Оказалось, что, будучи под фамилией Денисов, мошенник добился, чтобы ему выделили двушку в самом дорогом районе Москвы. Все это дело он провернул с поддельными документами, к тому же с помощью шантажа вовлек в это сына, Евгения Петрова, в то время работавшего комментатором редакции Пропаганды Всесоюзного радио.
Ванька шантажировал сына тем, что сломает ему карьеру, если расскажет всем про себя. Тогда сын поддался, помог отцу с подделкой бумаг и даже сам написал письмо Брежневу, чтобы «Денисов» получил элитную квартиру в центре столицы. Других детей (у Ваньки Хитрого было всего трое детей), он не трогал, да и смысла не было – никто, кроме Евгения, не достиг хороших результатов в жизни.
Легендарный преступник прожил жизнь припеваючи, пользуясь разными фамилиями и деньгами других людей. Его 13 раз судили, 9 раз он сбегал из тюрем, и в общей сложности Хитрому впаяли 93 года лагерей. Но он не отсидел и малой части этого срока. Умер Иван Петров в 2000 году, достигнув 100-летнего возраста.