79 лет назад, 19 сентября 1943 г. началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт» - вывод из строя железнодорожных коммуникаций в тылу противника.
Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских территориях партизанские отряды и заброшенные с «Большой земли» диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло исключительную роль. К лету 1943 г. партизанская война на временно оккупированной территории приобрела не только большой размах, но и четкие организационные структуры. Советские партизанские соединения, получавшие поддержку как из-за линии фронта, так и от местного населения, могли проводить масштабные тактические операции, которые порой имели даже стратегическое значение.
В сентябре 1943 г. Красная Армия успешно продвигалась в западном направлении. Началась тяжелая битва за Днепр, которая ставила своей целью прорыв немецкого «Восточного вала». Партизаны должны были оказать действующей армии поддержку с тыла. К середине сентября Центральный штаб партизанского движения при Ставке ВГК разработал план операции под кодовым названием «Концерт». Ее главная цель - выведение из строя больших участков железнодорожных путей и срыв воинских перевозок противника, организация взаимодействия партизанских формирований. Для выполнения намеченного плана было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу.
Из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиации удалось перебросить только половину запланированных грузов военного назначения. Поэтому начало масштабных мероприятий пришлось перенести на 25 сентября. Однако часть партизанских подразделений, которые уже вышли на рубежи атаки, начали операцию по первоначальному плану – 19 сентября. Например, партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября взорвали около 20 тысяч рельсов. Атака была такой масштабной, что уже в 6 часов утра 19 сентября руководство немецких железных дорог в Минске с тревогой извещало: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».
25 сентября начали действовать основные силы - одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км в глубину, произвел на командование противника неизгладимо удручающее впечатление. Массированная партизанская атака на железные дороги привела к еще одному результату, на который не слишком рассчитывали на Большой земле. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены немецкому командованию пришлось снять часть сил с линии фронта, что, безусловно, играло на руку Красной Армии.
Из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 г., операцию пришлось постепенно свернуть, но ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».
Отважные действия советских партизан оказали неоценимую помощь Красной Армии, которая осенью 1943 г. окончательно захватила инициативу на всем театре военных действий. Однако недостаток снабжения заставил свернуть «Концерт». Если взрывчатые вещества в тылу врага партизаны научились добывать из трофейных или неразорвавшихся артиллерийских снарядов и бомб, то капсюлей и взрывателей не хватало катастрофически. Тем не менее, результат был достигнут, но подрыв рельсов оказался довольно неэффективной мерой. Маломощный заряд вырывал кусок длиной 25–40 сантиметров. Немцы быстро наладили производство так называемых 80-сантиметровых «мостиков», которые позволяли быстро ремонтировать пути. Калеча рельсы, партизанские отряды взрывали много, но уменьшилось количество крушений. Значит, требовалась смена приоритетов - необходимо было тратить дефицитную взрывчатку не на рельсы, а на паровозы.
В 1944 году «рельсовой войны» уже не было. Операцию «Багратион» по освобождению Белоруссии сопровождала война «на рельсах». Гораздо более эффективным, чем просто подрыв стального полотна, оказался партизан с радиостанцией, который может правильно навести на цель эскадрилью штурмовиков Ил-2. Да и темпы наступления выросли настолько, что речь шла уже о сохранении железнодорожного имущества, чтобы как можно скорее наладить транспорт на освобождённой территории.
В нашем музее тематические материалы о действиях советских партизан представлены в зале №15.
Знаете ли вы, что:
- Непосредственным предшественником операции «Концерт» стала партизанская операция «Рельсовая война», начавшаяся 2 августа 1943 г. Тогда партизаны взорвали более 200 тысяч рельсов, уничтожили большое количество эшелонов (только в Белоруссии – свыше 800). К осени оперативные перевозки фашистов сократились на 40 %.
- В операции «Концерт» участвовало 193 партизанских формирования (свыше 120 тысяч человек) Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей.
- В ходе операции партизанами было подорвано около 150 тысяч рельсов. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате общих действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35 - 40 процентов.