Найти тему

Не хочу, чтобы это повторилось ни с одним ребёнком.

Из личного архива Яны
Из личного архива Яны

Сегодня представляю вам историю Яны. Сейчас Яна работает фотографом, очень хорошим фотографом. Для того чтобы делать крутые фотографии, Яне нужно суметь не только настроить свет и камеру. Важно расслабить человека, позволить ему поймать свою внутреннюю стихию, быть собой. Теперь Яна это умеет делать. Но так было не всегда. У Яны ушло десять лет на прокачку себя. Всему виной школьная травля.

В первый раз меня обозвали в первом классе. До этого я никогда не слышала плохих слов в свой адрес. Тогда же в первом классе меня в первый раз ударил мальчик. Я даже не поняла, за что. Прозвенел звонок, я просто подошла к своей парте, сказала: «Ну давай, вставай, иди за свою парту, мне надо сесть». Он развернулся и наотмашь ударил меня в солнечное сплетение. Я не могла дышать. Ни до, ни после меня так сильно никто не ударял. Помню, что это видел мой сосед по парте. Он вроде бы был хорошим. Он смотрел, тоже был в шоке, но не сказал ничего ни мне, ни обидчику, ни учителю. Всё это было неожиданно и несправедливо.

Это стало для меня поворотным пунктом. Во-первых, я чётко поняла, что школа представляет угрозу. Не дом, не двор, где у меня всё было прекрасно, а именно школа.

Из личного архива Яны
Из личного архива Яны

Во-вторых, с той поры я никогда никому не жаловалась на школу. Ни родителям, ни учителям. Я почему-то именно тогда решила, что сама виновата, что это произошло, видимо, я слабая. Мне было стыдно в этом признаться. Родители не лезли в мои школьные дела, даже «домашку» не проверяли. Мне кажется, им даже в голову не приходило, что в школе может быть небезопасно. Думаю, у меня ещё сработал эффект неожиданности. Будучи ребёнком, я ожидала, что школа — это место, где учатся. Меньше всего я ждала насилия. И когда насилие произошло, это стало для меня сбоем в системе. Система сломалась на мне, значит, дело во мне, это стыд. Все десять лет школы я была партизаном-молчуном.

В 6-м классе из-за переезда меня перевели в платный физико-математический лицей. Там были совсем другие дети. Более избалованные, жестокие. Буквально сразу стало понятно, что я отличаюсь. Класс учился не очень хорошо, а я была отличницей с огромной загрузкой, музыкальная школа, кружки. Я продолжала не давать списывать. Учителя меня хвалили. Я не выпендривалась, всё время молчала. Идеальная жертва.

Меня буквально сразу начали обзывать. Я стала «жирной, коровой, овцой», хотя я никогда не была даже полной. Я и раньше не была «звездой», той самой девочкой, которой подражают другие девочки, а мальчики сворачивают шеи. Я была умной и замкнутой. Но в новом классе я столкнулась с настоящей травлей.

Фамилия моя Лукьянова. Как только её не коверкали! В портфель мне подсовывали колечки лука. Я молча вытаскивала, оборачивалась (а их уже и след простыл) и шла дальше с ощущением пепла на голове.

Мальчики надрывали связки и извергали ругательства, могли подбежать и на виду у всех расстегнуть через блузку лифчик. Так как все прозвища и обидные слова были связаны с моей внешностью, с той поры я не любила своё тело. Мне было так плохо, что на перемене я запиралась в учительском туалете и пережидала эти 15 минут. Мне кажется, никто из учителей не знал о том, что со мной. А я не знала, как реагировать. Никто вокруг не знал.

Из личного архива Яны
Из личного архива Яны

В середине шестого класса к нам пришла новенькая девочка. Она сразу получила статус «крутой». Она иначе одевалась, по-взрослому себя вела, была очень коммуникабельная, уже осознавала свою женственность. Вначале мы с ней подружились, как две новенькие. Но однажды я шла на переменке по рекреации, а она была с друзьями из нашего класса, с теми, кто не дружил со мной. Может быть, её подговорили. Вдруг она подбежала ко мне и высыпала мне на голову шелуху от стёрки. Я не поняла, что произошло. Мне было так обидно. Это было такое странное чувство, будто меня огрели мешком с опилками. Не то чтобы очень больно, но унизительно. Пошла, почистила волосы, одежду. Но даже не подумала о том, чтобы с ней поговорить. Сейчас мне сложно понять, почему. А тогда молчание казалось единственным верным выходом. Озвучить стыдно. Признаться, что с тобой так можно, стыдно. Единственное, что я сделала — на следующей перемене я подошла к ней и начала драть волосы. Словами мы это так и не обсудили.

Травля длилась класса до 10-го. В 11-м классе стало спокойнее, все готовились к выпускным экзаменам. За старшую школу со мной произошёл только один дикий эпизод. Но я смогла за себя постоять. Один мальчик предложил мне проверить, больше ли моя ладонь лица, по его мнению, это был показатель ума. Я приблизила ладонь к глазам, он мне врезал по ладони. Искры из глаз! Мальчик засмеялся и убежал. Потом начался урок, а он продолжал мне что-то говорить про мою внешность. При всех на уроке я повернулась к нему и дала кулаком по носу. У него потекла кровь, он заплакал и побежал в туалет. Горжусь собой за тот случай.

Сейчас своим взрослым умом я понимаю, что если бы я кому-то хотя бы рассказывала, что со мной происходило, то всё могло быть иначе. Но мне было стыдно, я боялась, что будет хуже, я не знала, что делать, не понимала, что кто-то вообще мне может помочь.

Не хочу, чтобы это больше повторялось ни с одним ребёнком. На моих глазах дико травили ещё одну девочку. Она была ещё более странная, чем я, и слабее меня. Она тоже молчала. Я знала об этом и тоже молчала. Мне её было жалко, но я видела, что её травят даже те ребята, которые были моими приятелями. Я боялась, что, если я что-то скажу, мне станет ещё хуже, от меня отвернутся даже приятели.

После школы я была сдержанная, вся в себе, таких людей иногда называют «ни рыба ни мясо». Я сейчас и я тогда — это две совершенно разные Яны. Примерно десять лет я планомерно работала над собой, прокачивала себя, чтобы при моей интравертированности и плохом школьном опыте, не закрываться от людей. Я намеренно ставила себя в некомфортные условия, брала работу, где необходимо общаться с людьми, соглашалась на публичные выступления. В какой-то момент я даже поехала работать в Вологоду ведущей новостей на ГТРК. Моя текущая деятельность, а я фотограф, состоит в том, чтобы каждого нового клиента раскрыть, разговорить, расположить к себе буквально за 5-10 минут. И я научилась это делать. Я научилась любить себя. Я выбралась. Но мне стоило это десять лет работы над собой. Уверена, это можно было обрести иначе.

Из личного архива Яны
Из личного архива Яны

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.