В Самарканде завершился ежегодный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Где находится Самарканд и что он из себя представляет абсолютное большинство наших сограждан знает. Что такое ШОС, по крайней мере, также граждане представляют. Чем она занимается, и зачем нужна понятно несколько в меньшей степени.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году по договоренности лидеров Китая, России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в июне 2001 года. В 2017 году членами организации стали Индия и Пакистан, государства, находящиеся в отношениях между собой в состоянии латентной «полувойны». На нынешнем саммите в состав ШОС был принят Иран.
Согласно уставным документам ШОС не является ни структурированным военным блоком, как НАТО, или регулярной структурой безопасности. Главными задачами этой организации с самого начала провозглашены «укрепление стабильности и безопасности на пространстве стран-участниц, борьба с терроризмом, сепаратизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия".
В общем, если учитывать структуру и практику деятельности ШОС перед нами, скорее всего, - политклуб высшего уровня
Эдакая пиар акция, призванная демонстрировать остальному миру, то, что альянс Россия-Китай, как один из силовых полюсов мира – это реальность, он имеет международную поддержку.
Действительно некоторые цифры убеждают мирового обывателя, и не только. Судите сами:
ШОС – это 60% всей территории Евразии, половина всего населения земли (3,4 млрд человек). Его ключевыми членами являются Китай и Индия. Первый вторая экономика мира по «номинальному ВВП» и лидер по «паритету покупательной способности». Индия - «третья экономика мира по ВВП».
Однако есть и другая сторона ШОС
Эту организацию, как структуру пока еще нельзя назвать дееспособным и влиятельным субъектом международных отношений, прежде всего с точки зрения объема компетенций и инструментов реального влияния. Кроме того уж очень разные страны, с точки зрения их политического вектора пытаются объединить в ШОС.
Более-менее прочной связкой сейчас являются отношения России и Китая. К общим геоэкономическим интересам добавилось в данный момент обострение противостояния обеих держав с США
(У России - это Украинская проблема, у КНР-тайваньская).
В то же время Индия отнюдь не так антизападно настроена, как нынешние Россия, КНР и явно будет сохранять за собой пространства для различных маневров с Западом.
Пакистан и Иран – обе этих страны по своему государственному устройству являются «исламскими республиками», средоточием фундаменталистского ислама. Кроме того, политические, точнее религиозно-политические интересы Ирана, прежде всего, на Ближнем Востоке и Центральной Азии объективно не во всем совпадают с интересами Москвы.
Что сказал Путин?
Особый интерес к данному саммиту обусловлен тем, что он проходит в условиях резкого обострения всей глобальной ситуации.
Одна из великих держав и учредителей — Россия находится в открытом военном противостоянии с Украиной, а через него – со всем пресловутым «коллективным Западом», другая – Китай балансирует «на грани». Поэтому от лидеров России и КНР ждали не только протокольных выступлений в рамках повестки дня Саммита, но того, что можно было назвать масштабными международно-политическими декларациями этих стран.
Председатель Си был предельно ясен в своём выступлении, ключевым положением которого было «недопущение цветных революций в странах ШОС, инспирированных извне». То есть, новый «железный занавес» в политической и гуманитарной сфере, который Китаю без особых политических усилий, Поднебесной обеспечил и обеспечивает... короновирус.
А вот выступление российского лидера, действительно стало многогранной внешнеполитической декларацией, которая, однако, в автора — образованного, но простого российского обывателя оптимизма не вселяет.
Во-первых, российский президент заявил, что цели украинской спецоперации - защита Донбасса и ликвидация опасности, исходящей от нынешнего украинского режима – корректировке не подлежат.
Путин также высказал мнение, что для своей давней цели – «развала России» Запад сегодня использует Украину. Словом прозвучала не только антиукраинская, но и антизападная риторика.
Было сказано об отсутствии с украинской стороны мирных предложений (правда, таковых не заметно и с российской стороны), а также дано понять, что это только начальный этап «спецоперации»и российская сторона использует свой потенциал далеко не в полную силу.
Все это подтверждает мысль - события в Украине и дальнейшее развитие их международно-политических последствий – это всерьёз и надолго. Оптимизма это не внушает и более того – все более активно вертится на языке слово, которое ну никто пока не хочет произносить вместо «мягкого» термина – спецоперация.
Понятно, что Москва планировала и пытается использовать ШОС как демонстрацию своего «разворота на восток». Использует для того, чтобы показать миру – вот , у нас есть союзники, несмотря на изоляционистскую политику Запада, эти союзники – более половины человечества с точки зрения территорий и количества населения. В этом ключе следует отметить и активность российского президента на его встречах с лидерами Индии, Турции и других стран.
Но не учитывается несколько существенных моментов. Во-первых в двусторонних отношениях между странами ШОС не все гладко, по сравнению с такими международными монолитами как НАТО или ЕС. Трения есть по линии Китай-Индия, Индия-Пакистан... Да что далеко ходить – по всей протяженности границы лупят друг друга члены ШОС- Таджикистан и Киргизия.
Второй момент. Восток – дело тонкое и рациональное. Если отбросить все дипломатические декларации, то наши партнеры на Ближнем ( и не очень ) Востоке сейчас, прежде всего ждут- в какую сторону качнется маятник в конфликте России с Западом по поводу Украины. И от этого напрямую зависит прочность на будущее такого российско-евразийского альянса. И это примером своей политики самого последнего времени, демонстрирует,тот же Казахстан. Точнее его новые, постназарбаевские власти.
В общем так. «Оптимизьму нету!». И для нас обывателей российских ситуацию можно обозначить перефразировкой выражения бессмертного Салтыкова-Щедрина: «это еще ничего, если в наш российский паспорт нам не вклеивают Шенгенскую визу. Хуже будет, если за наш российский паспорт, нам без лишних разговоров «вклеят» по морде».
Печалька.
Автор: Валерий Емельянов, недипломированный, но образованный обыватель, подписчик канала «Хакнем».