Самостоятельность многими взрослыми воспринимается, как умение делать что-то без чьей-то помощи. Некий набор навыков. Взятия ответственности.
Но упускается тот важный факт, что подобное просто невозможно без развития САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Ваш 6ти летка прекрасно умеет собрать игрушки, но при этом он устраивает скандал, категорически отказывается что-то делать, дерется и бросается в вас машинками.
Саморегуляция – это умение контролировать свое состояние и поведение в зависимости от ситуации.
Чем младше ребенок, тем сложнее ему это делать. Плюс дети очень чувствительны к эмоциональным состояниям родителей. Если вас штормит из-за конфликта с мужем, не удивляйтесь, что ребенок устроит скандал из-за неверно порезанного банана.
До 9-10 лет ребенку сложно управлять своим эмоциональным состоянием в силу физиологии. Но это совершенно не значит, что мы не развиваем саморегуляцию дошкольника. 🤦🏼♀️Не будете обучать ребенка - увидите поведение 3-х летки у 14летей деточки.
Саморегуляция - это действительно навык. Прикладной! Т.е. мы должны учить применять его на себе.
Помните, плохое поведение часто это про слабую саморегуляцию. Ребенок не видит, как закрыть собственную потребность в чем-то. И как справиться с собственными чувствами. Это НЕ ужасное воспитание и дурной характер, а непонимание и неумение управлять собой.
🧩Основа – это увидеть.
🔸«Почему ты плачешь? Что это за чувство? Какого оно цвета? Давай его нарисуем»
🔸Учить ребенка отделять телесные ощущения.
Не убирает потому что: устал/голоден/ хочет спать/ что-то болит.
🔸Учить распознавать ту потребность, в которой сейчас есть необходимость.
«У меня ножка болиииит!!!» «Зайка, тебя действительно болит, или ты хочешь, чтобы тебя обняли?»
🧩Далее, научившись распознавать, учимся помогать себе самостоятельно.
🔸Распознаем причинно-следственные связи
«Может быть такое, что ты не успел поиграть, потому что долго искал свою любимую игрушку? Давай найдем для нее место, где она не потеряется, и ты завтра успеешь поиграть перед футболом?»
🔸Передаем ответственность
«Теперь за это отвечаешь только ты. Я верю, что ты справишься. Помнишь, в тот раз ты сначала расстроился, а потом отдохнул/перекусил л и все с новыми силами получилось! Ты такой взрослый! я теперь спокойно могу тебе это поручить»
🔸Давайте высказаться!
У ребенка могут быть какие-то свои сомнения, мысли, переживания и 😉 умозаключения.
Пусть тренируется слышать себя и чувствовать, что его ощущения по тому или иному вопросу – важны
🔸После всплеска эмоций. Криков. Когда все уже спокойны и полная идиллия – анализируйте с ребенком
«Как ты думаешь, почему ты так расстроился?»
🔸Показывайте пример
«Ох, я так расстроилась из-за того, что у меня не получился торт. Что мне нужно сейчас попить чай в одиночестве. Можно я сейчас выдохну, а ты поиграй пока в гостиной»
Чтобы ребенок понимал, что не он виноват в мамином дурном настроении. Да и то, что можно говорить, испытывать разные чувства. И понимать, как привести себя в состояние нормы.
🌟Все сложности, через которые проходит ребенок, эмоционально откликаются в нем.
Поэтому, наравне с тренировкой управления предметом необходимо тренировать умение контролировать себя