Проявляется в трудности усвоения материала, низкой успеваемости, недисциплинированности, нарушении отношений со сверстниками. ПШД больше подвержены мальчики, поскольку их нервная система более уязвима и подвержена нервным расстройствам. Травмирующим фактором является сам процесс обучения. ПШД сопровождается астеническими нарушениями (болезненное состояние сопровождающееся вялостью, слабостью, общей усталостью, неустойчивым настроением), но за пределами школы эти симптомы могут исчезать.
ПШД может появится в следующих случаях:
1. Когда у ребенка нарушены анализаторы или есть физические дефекты, наблюдается нарушение синхронности интеллектуального и психомоторного развития.
2. Травмирует сам процесс образования. Такое нарушение называют дидактогения.
3. Наследственность. Врожденная уязвимость нервной системы.
4. Негативное влияние семьи, как правило, это самая распространенная причина.
5. Негативное влияние учителя на ребенка (дидаскалогения). Авторитарный стиль преподавания. Однако у большинства детей присутствуют защитные механизмы.
6. И конечно же, это может быть сочетание всех перечисленных причин.
ПШД может приводить к неврозам с возможным нарушением пищеварения, головными болями, нарушением аппетита. В данной ситуации главная рекомендация – изменение отношения родителей к образовательной деятельности, поскольку основная причина кроется не в промахах ребенка, а в реакции учителей и родителей на них. Особенно важна подготовка ребенка к школе. Если вы видите, что ваш ребенок впечатлителен, чувствителен к своим промахам, создайте ему спокойную атмосферу, не требуйте слишком многого. Помните, ваш ребенок только учится жить и школа далеко не самый важный этап его жизни. Школа учит организации, дисциплине, подготавливает к реалиям взрослой жизни. Объясняйте, выслушивайте и главное, не давите.