Отчёты, оформленные в понятные диаграммы и схемы, собственнику и руководителям бизнеса анализировать легче. Для этого мы создаём дашборды в Power BI — инструмент для визуализации и анализа финансовой информации. Рассказываем — из каких этапов состоит разработка дашбордов под потребности конкретной компании и пользователя отчётности.
Какой должна быть отчётность для руководителя?
Есть базовые правила:
- Формы и правила заполнения отчётов должны быть утверждены и согласованы руководителем. Вы должны получать ту информацию, которая вам полезна, в том виде, который вам удобен. Как это проверить? Если глядя в отчёт вы за несколько минут понимаете текущие показатели и знаете, какие решения в связи с этим принять — значит, отчёт выполняет свою функцию.
- Все финансовые отчёты составляются по единым учётным принципам. Если вы решили, например, объединить какие-то расходы в группу, то так эти расходы и должны проходить по всем отчётам. Иначе каждый раз вам придётся задавать уточняющие вопросы и тратить время, чтобы разобраться.
- Отчёты составляются по одной и той же форме. Руководителю интересно видеть динамику и понимать, куда движется компания. Вы должны иметь возможность сравнить сопоставимые данные. Если в марте вам свели отчёт по одним строкам, а в апреле по другим — это плохой отчёт.
- Один отчёт — одна страница или один экран. Это правило хорошего тона. Руководитель должен одним взглядом охватить ситуацию и сделать правильные выводы.
- В отчётах должна быть использована приятная цветовая гамма, которая помогает, а не затрудняет чтение. Кажется неважным сначала, но быстро становится существенным.
Конечно, важно правильно прописать методологию учёта, единые принципы работы с финансовой информацией, Учётную политику. Но кроме этого, что видно из правил выше, — важно грамотно визуализировать данные. Потому что нечитабельные отчёты, даже содержащие корректную информацию, не принесут ту пользу, какую могли бы.
Проиллюстрируем на примере
Собственник компании поставил перед бизнесом цель по развитию новых рынков по методу OKR — этот метод синхронизирует командные и индивидуальные цели и обеспечивает эффективный контроль над реализацией задач. Чтобы отследить процесс, предпринимателю нужно было создать дашборд — за этим он обратился к нам.
Чтобы видеть ход достижения целей, мы разработали дашборд в Power BI, отражающий следующие параметры аналитики:
· Отчёт о доходах и расходах (ОДР) в виде графика и таблицы — показывает выручку, себестоимость, переменные расходы, валовую прибыль.
· Отчёт о движении денежных средств (ДДС) в виде графика — показывает поступления денег.
· Карточка по рентабельности валовой прибыли — по срезам: период, организация, подразделение.
· Фильтры отбора по новым рынкам для всех отчётов — показывает данные по регионам, номенклатурам.
Чтобы получился итоговый дашборд, сначала мы создаём прототип — модель функционала будущего продукта или системы. Работа над прототипом состоит из нескольких этапов.
1. Скетч — набросок на доске, бумаге или любой другой поверхности. Мы от руки рисуем будущие диаграммы, таблицы, блоки информации, которые хотим отразить в отчёте, их расположение на дашборде.
2. Варфрейм — это каркас или план с определенными метриками, который показывает, как располагается информация на странице. По сути, это структурированный скетч, выполненный уже на компьютере в программе для визуализации.
3. Мокап — это варфрейм с подборкой цветов и шрифтов, то есть, визуально структурированная и оформленная информация.
Благодаря поэтапному подходу:
· улучшаем качество продукта,
· уменьшаем количество правок,
· экономим время заказчика.
Таким образом мы проходим несколько итераций, вносим корректировки, учитываем потребности пользователей, сверяемся с заказчиком по ходу проекта — что даёт на выходе предсказуемый и полезный результат в виде работающего инструмента для ежедневного использования.
Развивайте свой бизнес с удобными, наглядными, своевременными отчётами на дашбордах. Узнайте больше и оставьте заявку на консультацию.