Найти тему
Журнал Миниполис

«Выбор профессии – очень трудный»

Оглавление

О том, как помочь детям проявить способности и определить направление для будущей карьеры, о роли родителей в выборе ребенком профессии и влиянии этого выбора на судьбу человека журналу «Миниполис» рассказал Вячеслав Высоцкий, кандидат психологических наук, психолог-консультант центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Вячеслав Высоцкий, кандидат психологических наук, психолог-консультант центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».
Вячеслав Высоцкий, кандидат психологических наук, психолог-консультант центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Кажется, в наше время к выбору профессии стали относиться проще?

Как эксперт я общаюсь по этому поводу с большим количеством людей, консультирую. В целом, на мой взгляд, за последние 20 лет ситуация не слишком изменилась. Понятно, что люди, которые обращаются за услугой по профессиональной диагностике изначально заинтересованы, поэтому на уровне конкретных взаимодействий не скажешь, что сейчас к такому выбору стали относиться менее серьезно. Если же мы смотрим на результаты масштабных опросов, оцениваем, например, результаты тестирования в школах, то видим, что довольно велика доля респондентов, которые действительно не очень-то озабочены – причем я говорю не только о детях, но и о родителях. Поэтому, может быть, с точки зрения общественных настроений, такое ощущение есть (в 21 веке на самом деле не сложно поменять профессию). Но и раньше встречались люди, и кстати, их было немало, которые определяли будущее по принципу «как обстоятельства сложились». Так что резких изменений я бы не отметил.

-2

Правильный выбор профессии – что он себя включает и что означает?

Знаете, дело даже не в факте выбора профессии, а в факте того, что человек пытается определить свою судьбу. Звучит громко, я понимаю. Но у нас есть такой термин – готовность к профессиональному выбору, и то, что человек себя оценивает – безусловно, важно. Это означает: «я знаю себя, свои способности, интересы, личностные качества, я знаю, какие требования есть у профессии, я пытаюсь это соотносить». То есть, если человек вообще делает такой выбор, и, как сейчас модно говорить, у него есть эта компетенция – само по себе уже хорошо. Это уже является своего рода характеристикой, которая, скорее всего, будет и залогом успешной профессиональной деятельности.

Для сотрудников ГК «Новард» стартовал новый модуль долгосрочной профориентационной программы «Создаём будущее» – PROFF.ДРАЙВ. На этом этапе специалисты центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» помогают родителям и их детям-старшеклассникам пройти профессиональную диагностику. «Примерив на себя» различные специальности, пройдя тестирование и получив консультацию профориентолога, можно заранее выявить способности и склонности для будущей работы.

Часто будущую профессию выбирает не сам ребенок, а его родители – это правильно?

Это очень сложный вопрос – широкий, общественный, отчасти государственный. Ведь если несовершеннолетний ребенок не учится и не работает, то это повод для разбирательства: получается, что родители, которые обязаны детьми заниматься, не справляются. Поэтому говорить: «родители, не вмешивайтесь, это не ваше дело – человек определяет свою судьбу» – неверно даже с точки зрения правовой.

Да, часто именно родители определяют будущую карьеру ребенка, к сожалению, это данность. И главная причина в том, что родители с их жизненным опытом просто знают больше, в том числе о существовании профессий, о которых ребенок не имеет представления. Здесь необходим консенсус, взаимодействие: мнение родителей является довольно серьезным фактором – но надо, чтобы и влияние других факторов было возможным.

Вообще, в строгом психологическом смысле, человек самостоятельно должен принимать решения, касающиеся его жизни. В конечном итоге так и произойдет – потом, когда-нибудь. Но на каком-то этапе, мы, конечно, вынуждены искать компромисс – всегда можно принять совместное решение.

-3

Как родители могут помочь ребенку?

Родители участвуют в определении будущей профессии для своего ребенка не потому, что они хотят что-то ему навязать, заставить. Проблема объективна. Можно многое в жизни не сделать, я вот даже полушутя говорю, что можно, например, в брак не вступать, пожалуйста, никто тебя не может принудить. Но попробуй не выбери профессию! Это обязательный выбор, он трудный, особенно когда тебе 14–15 лет, но, к сожалению, неизбежный. Помощь родителей нужна. Как помочь? Если речь о Москве, здесь столько возможностей – у нас и детские технопарки «Кванториумы», и тематические выставки – «Образование и карьера», у нас, в конце концов, доступны профессиональные услуги в центрах профориентации. Представляете, если мы воспользуемся всеми этими возможностями? Насколько у нас сразу расширяется выбор! И тогда фактор участия родителей уже отодвигается, возникает более широкая картина.

В нашем центре есть специальная программа с данными о профессиях, на сайте proforientator.ru можно найти рекомендации, советы, тесты. Информация и конкретная, и в широком смысле – как повод думать, размышлять, решать, что тебе подходит или не подходит.

Кем быть – в каком возрасте вообще надо начинать об этом думать?

В развитии ребенка изначально присутствует тема такого выбора. Поэтому говорить, например, «надо начинать с 13 лет об этом думать» – неверно. Дети играют в моряков, в учителей, врачей и так далее, существует естественный путь постижения профессии. Если мы помогаем ребенку-дошкольнику, участвуем в специальных развлекательных программах, посещаем детские города профессий – это полезно. В младшей школе можно уже помочь с информацией, ведь дети не знают о многих специальностях, профессиях.

Вообще, хорошо, если мы на каждом этапе развития ребенка будем стимулировать и развивать компетенцию выбора. В каком возрасте – не очень корректный вопрос, так как он всегда актуален. Для каждого возраста есть своя доля информации, опыта, который ребенок получает.

Самые острые точки выбора – это 9-й и 11-й класс, когда необходимо принять решение: идем в колледж или продолжаем школьное образование. В этом смысле у нас достаточно консервативное общество: нельзя не пойти учиться после школы. Хотя во многих других странах считают иначе: можно начать работать, и думать, чем ты хочешь дальше заниматься. Но у нас пока такое не принято, надо определяться с образованием. Поэтому, если есть проблема с выбором, надо заранее позаботиться о решении, например, обратиться к профориентологам – лучше сделать это в 10-м классе (либо в 8-м).

Летом профориентационная программа ГК «Новард» – «Создаём будущее» продолжилась новым модулем – PROFF.ДРАЙВ. Старшеклассники и их родители – сотрудники компании получили профессиональную поддержку специалистов вашего центра. Уже можно оценить результаты?

Сама программа и то, как организация работает в этом направлении, вызывают большое уважение. У нас вообще работодатели не часто занимаются такими вещами, хотя им это необходимо в первую очередь, они – главные интересанты. Сейчас и государство делает в этом направлении определенные шаги, например, вводятся новые стандарты образования – программы профессионалитета.

В рамках программы «Создаём будущее» мы проводим с сотрудниками компании консультации, и мне кажется, они полезны, продуктивны. Вообще, «малой работы» в профориентации нет. Даже если вы еще не пришли к какому-то решению, здорово, что об этом думали, рассматривали варианты, размышляли. Мотивационный толчок все равно будет.

Наталия Сыс, директор по персоналу и организационному развитию ГК «Новард»:

-4

«После прохождения профеcсиональной диагностики некоторые дети наших сотрудников могут пройти стажировку или практику в Группе компаний «Новард». Такая возможность предоставляется ежегодно в летний период. Молодежь может себя попробовать не только в технической работе, но и получить прикладные знания и навыки, работая в службах персонала, информационных технологий, стратегического развития, маркетинга, рекламы, PR и не только. Не единичны и случаи последующего трудоустройства таких ребят в нашу компанию, после завершения ими учебы в вузе.

Хочу отметить, что самых лучших наших стажеров и молодых специалистов характеризует сознательный выбор профессионального направления и понимание ближайшей траектории своего профессионального движения. Деньги нужны и очень даже важны, но вместе с тем такие сотрудники хорошо понимают ценность своего времени, знают, чем хотят заниматься, действенно и интересно себя развивают, достаточно быстро достигая задуманного результата».

-5

Текст: Елена Гудкова