Найти тему
Пиши в пути

Дальний Восток - Курильские острова и айны

Возможно, многие думают, что названия Курильских островов - японские. Но это не так. Все Курильские острова имеют айнские названия, а не японские, как может показаться. Например, Кунашир (Кунашири на айнском) - "черный остров, черная земля". Итуруп быстрее всего означало "большая рыба, большой лосось".

По одной версии, само название Курилы происходит от айнского "кури" — «облако, туман». По другой, выдвинутой русским мореплавателем Василием Головниным,— от русского «куриться». Мол, вулканы там постоянно дымятся, значит, острова кто-то из русских пионеров окрестил Курильскими. Более вероятно, что в основе топонима лежит айнское кур — «люди». Неслучайно казаки Даниил Анциферов и Иван Козыревский, первооткрыватели Курильских островов (1711 год), называли местных жителей «Курилами», «курильскими мужиками».
Ряд исследователей обращает внимание на предположительно айнское происхождение топонимов на территории нынешней Японии, включая священную гору Фудзи. Выдвигаются также предположения, что традиционная японская религия – син­тоизм – имеет айнские корни
(из книги "Белая книга айнского народа").

Кто такие айны?


Айны являлись коренным народом всех Курильских островов, южного Сахалина, южной Камчатки и Японских островов. Это самый загадочный этнос на земле. Настолько загадочный, что он даже выделяется в отдельную расу некоторыми исследователями - представители европейского типа внешности в окружении монгольской расы, язык и система верований, не похожие ни на какие другие.

Большую часть топонимов относят к айнским, а не японским на всех островах курильской и японской гряды. Да и многое из культуры японцев, которой они так гордятся, может быть взято у айнов. Именно поэтому, а также по причине буквальной веры древним преданиям, где народ Японии спустился с неба и был единственным, сияющим и всемудрым, многие исторические события замалчивались. До сих пор исследователи в Японии боятся развенчать мифы и говорить о другой цивилизации, которая противилась завоеванию на протяжении 1500 лет.

В краеведческом музее на Кунашире мне посоветовали книгу "Белая книга айнского народа", написанную коллективом авторов на Сахалине в 2019 году. Я хочу здесь представить несколько интересные фактов из их исследований (большинство цитат ниже из этой книги + Чехов застал свободных, не ассимилированных айнов и дал описание в своей книге "остров Сахалин".

К сожалению, насколько я знаю, из-за всех событий в прошлом, о которых вы можете прочитать ниже, сейчас айнов очень мало в России, поэтому и нет этнографических музеев, где реальные люди рассказывали бы о своем реальном наследии и традициях. Но в музее Южно-Сахалинска есть хорошая экспозиция об айнах.

Айнский народ является одним из наиболее загадочных этносов, известных человечеству. Он сыграл существенную роль в освоении и заселении Дальнего Востока и, прежде всего, территории современной Японии. Как полагают современные ученые, предки айнов стали первыми людьми, появившимися на японской земле задолго до самих японцев. Однако судьба айнского народа сложилась во многом трагически вследствие политики японского государства, нацеленной на освоение и присоединение новых земель.
Прародителями айнов считаются древние обитатели островов Японского архипелага, которые заселили их в доисторические времена. Данные антропологии фиксируют следы проживания предков айнов на островах как минимум 7 тысяч лет назад. При этом архео­логические находки свидетельствуют о более древней неолитической культуре дзёмон, которая развивалась на японской земле еще 13–15 тысяч лет назад.
Предки современных японцев прибыли на Японские острова позднее. Это были монголоидные племена, которые начали свое перемещение на острова с территории континентальной Азии через Корейский полуостров приблизительно в III веке до н.э. В течение длительного времени разворачивалось противостояние пришлых племен и коренного населения. В результате этой борьбы аборигены ассимилировались либо вытеснялись на периферию.

Трагедия айнского народа

Судьба айнского народа сложилась во многом трагически вследствие политики древнеяпонского государства Ямато, нацеленной на освоение и присоединение новых земель. Позднее айны ­столкнулись с нарастающим натиском со стороны самурайских кланов северной Японии. Это вело к постепенному упадку айнов как самобытного этноса, который продолжился и после революции ­Мэйдзи 1868 года, ознаменовавшей начало становления современного японского государства.
Эпизоды враждебных действий против айнов, зафиксированные историками, археологами, этнографами, антропологами, лингвистами, включают в себя вооруженное насилие в отношении айнских общин, подрыв их традиционного общественно-экономического уклада и культурной самобытности, уничтожение естественной среды проживания, дискриминацию, принудительные переселения, насильственную ассимиляцию. Эти действия привели к тому, что уже в первой половине XX века айнский народ в Японии оказался на грани не только полной утраты своего уникального, глубоко самобытного уклада, но и исчезновения.
Основным ареалом обитания айнов стал остров Хоккайдо, где проживала крупнейшая по численности айнская община, а также южная часть Сахалина и Курильские острова. Кроме того, айны селились на северо-востоке Хонсю, юге Камчатки и в низовьях Амура.
Айны на Хоккайдо вели отчаянную борьбу за независимость, неоднократно поднимая восстания, которые подавлялись самурайскими кланами. В 1868 году японское правительство, не сумев взять под контроль ситуацию с хоккайдскими айнами, приступило к политике их форсированной ассимиляции. Происходило вытеснение коренных жителей с родных мест, запрещались использование родного языка и айнских имен, ношение национальной одежды, нанесение татуировок, проведение ритуалов. Вследствие этого айнская идентичность на Хоккайдо фактически была утрачена.
Владевшие русским языком православные курильские айны, отказавшиеся покидать Курилы после их перехода Японии по Санкт-Петербургскому договору от 1875 года, были вывезены японцами на остров Шикотан, где в первый же год большая их часть погибла, не выдержав условий скученной резервации. С целью преодоления голода, японское руководство навязывало айнам ведение сельского хозяйства. Для рыбаков и охотников, не имевших традиций обработки земли, это обернулось гибелью.
После русско-японской войны 1904–1905 ­годов, ­когда южный Сахалин отошел Японии и превратился в губернаторство Карафуто, эта часть острова стала интенсивно заселяться японскими мигрантами. На Карафуто фактически установился колониальный режим, при котором японские промышленники и предприниматели в поисках легкой наживы использовали айнское население в качестве дешевой рабочей силы.
К 1945 году оставшиеся на территории южного Сахалина и Хоккайдо айны были фактически полностью ассимилированы. После поражения Японии во Второй мировой войне южный Сахалин и Курильские острова вернулись в состав Советского Союза. В рамках репатриации своего населения с этих территорий власти Японии вывезли большую часть айнов, многих из них – насильственно. Их расселяли в наиболее необжитых местах Хоккайдо. В первые годы после переселения практически половина айнской диаспоры, покинувшей Сахалин, погибла по причине тяжелых бытовых условий и болезней.
На сегодняшний день на острове Хоккайдо проживает 13118 айнов. За период с 2007 по 2017 год их численность уменьшилась на 45% (на 10664 человека). По некоторым независимым оценкам, хотя бы частично айнское происхождение «по крови» имеют в общей сложности до 200 тысяч жителей Японии. Однако большинство из них уже идентифицирует себя в качестве этнических японцев, не знают айнского языка и не интересуются ­наследием предков.
Продвигавшаяся японскими властями на протяжении нескольких веков политика дискриминации в отношении айнов привела к существенному сокращению их численности, утрате в значительной степени национальных особенностей, включая язык, культуру, религию, традиции. Сталкиваясь с притеснениями, многие представители народности были вынуждены отказаться от национальной самоидентификации и ассимилироваться в японском обществе.

Интересно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых, агрессивная милитаристская и шовинистическая психология японского самурайства, ярко проявившаяся в годы Второй мировой войны, уходит своими корнями именно в эпоху борьбы японцев с аборигенными народами – в первую очередь с древними айнами. Такое мнение, в частности, высказал этнолог К. Эттер, который изучал айнское наследие, работая в Японии непосредственно после Второй мировой войны [Etter  C., 1949].

Вот что пишет в фундаментальном труде «Материалы по истории ­Северной Японии и ее отношений к материку Азии и России» выдающийся российский востоковед Д.М. Позднеев: «Путешественники настоящего времени могут еще видеть в северной части главного острова [Хонсю] груды костей айну, избитых японскими армиями более чем тысячу лет назад. Возле Мориока, в провинции Рикуцю… имеется вал, содержащий в себе кости избитых ­айну…» [Позднеев Д.М., 1909].

Мысль о предвзятости японских хронистов, которые пытались предать забвению или оправдать истребление аборигенов и преподнести завоевание земель аборигенов в благоприятном ключе, высказал еще в начале XX века упоминавшийся выше Д.М. Позднеев: «Будучи написаны японцами, летописи эти имеют у себя естественно все недостатки односторонности, восхваления японцев и порицания всего того, что идет в том или другом отношении против них… неприятели японцев являются мятежниками и разбойниками, война с туземцами называется усмирением разбойников, те из туземцев, которые изменяют своим единоплеменникам и предают их японцам, выставляются добродетельными, верными японскому правительству, заслуживающими похвалы и наград» [Позднеев Д.М., 1909].

В большинстве составленных японцами исторических сочинений невозможно найти упоминаний о войнах с аборигенами. Для этих событий применяются иные термины – «бунт», «беспорядки», «мятеж» [Лим  С.Ч., 2012. С. 76–85]. Таким образом, формируется представление о том, что аборигены-эмиси, истребленные японцами, были преступниками, мятежниками, злоумышленниками, а карательные операции против них представляли собой справедливые действия в интересах общественной безопасности. В то же время, как считают многие современные исследователи, выступления эмиси и, позднее, собственно айнов представляли собой эпизоды народно-освободительной борьбы [Sizunai Simposium].

Читаешь такое и понимаешь, что люди не меняются. В разные эпохи, в разных этносах, есть люди, ведущие себя одинаково.

Одним из исследователей айнского народа был Кнорозов - человек, который, сидя в маленьком кабинете в Ленинграде, расшифровал язык майя. Забавно, что Кнорозов занимался двумя народами-жертвами колониализма. Вот хорошая статья, об экспедиции на Итуруп с участием Кнорозова https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2624/

Тем, кто не знает о гении Кнороза, советую посмотреть фильм https://www.youtube.com/watch?v=F4MRWuTebRE&vl=ru

В силу высокого военного потенциала айнов завоевание японцами их земель напоминает во многом колониальные войны эпохи европейского империализма или современную борьбу с повстанцами в странах «третьего мира». Японские войска медленно продвигались на север, сооружая замки, крепости, оборонительные линии, укрепленные базы (татэ), откуда по возможности совершали карательные вылазки. По мере покорения тех или иных айнских общин их население частично уничтожалось, частично – ассимилиро­валось.
«Каждая татэ, – пишут об этом процессе современные историки, – являла собой базу для дальнейшего подчинения айнов, вытеснения их с охотничьих угодий и рыболовных участков – источников их жизни. К тому же японцы нагло обманывали их во время товарообмена, а также заражали аборигенов ранее им неизвестными болезнями, такими как оспа, туберкулез и венерические» [Арутюнов С.А., Щебеньков В.Г., 1992].

Вот ещё один Кортес:

Не стеснялись японцы применять и разнообразные «военные хитрости», которые основывались на учете культурно-психологических особенностей айнов, придававших священное значение клятвам и обязательствам и отличавшихся исключительным гостеприимством. Издревле для айнов покушение на жизнь гостя считалось не просто преступлением, а чудовищным, святотатственным грехом, за которое его виновника ожидает страшное наказание свыше. Придерживаясь этих представлений, айны полагали, что и японцы будут следовать этим принципам, не понимая, что в представлении своих противников они были недостойными врагами, в отношении которых дозволено любое вероломство.
Дошедшие до нас исторические сведения о подавлениях айнских восстаний в Средние века, до того, как применение новых военных технологий позволило японцам приобрести уверенное превосходство над айнами, содержат мало упоминаний о блестящих победах самураев над айнами в открытом бою. Однако, напротив, можно найти множество упоминаний о том, как айнских вождей коварно убивали во время «мирных переговоров» и разного рода «примирительных пиров», в ходе церемоний передачи подарков и других священных для айнов ритуалов.

Внешность айнов

Наиболее характерной, широко упоминаемой особенностью айнов является их внешность, глубоко нетипичная для населенной монголоидами Азии. Начиная еще с древних времен большинство исследователей, впервые знакомясь с айнами, как правило, отмечали их антропологические особенности, часто сравнивая айнскую внешность с внешностью европейцев. В самом деле, в отличие от японцев и любых других монголоидов у айнов отсутствует характерная складка века (эпикантус) и цвет кожи (айнов обычно описывали как светлокожих людей), они обладают гораздо более богатым и густым волосяным покровом, их телосложение обычно заметно крупнее и мощнее, чем у представителей монголоидной расы [Левин М.Г., 1958].
Особенно поразительным казалось сходство айнов с русскими – оно было так велико, что первые российские исследователи Дальнего Востока, встречая айнские племена, иногда вначале полагали, что наткнулись на других первопроходцев, уже успевших обосноваться на новом месте. Уже в XIX веке российские путешественники, например В.М. Головнин [Головнин  В.М., 1949] и Ф.М. Августинович [Августинович Ф.М., 1874], в своих работах подчеркивали удивительное внешнее сходство айнов с русскими. Этот факт обращал на себя внимание и в относительно недавние времена – уже после того, как айнский народ подвергся усиленной ассимиляции со стороны японцев.

А вот, что пишет Чехов, который видел живых айнов:

Айно смуглы, как цыгане; у них большие окладистые бороды, усы и черные волосы, густые и жесткие; глаза у них темные, выразительные, кроткие. Роста они среднего и сложения крепкого, коренастого, черты лица крупны, грубоваты, но в них, по выражению моряка В. Римского-Корсакова, нет ни монгольской приплющины, ни китайского узкоглазия. Находят, что бородатые айно очень похожи на русских мужиков. В самом деле, когда, айно надевает свой халат вроде нашей чуйки и подпоясывается, то становится похожим на купеческого кучера.
Тело айно покрыто темными волосами, которые на груди иногда растут густо, пучками, но до мохнатости еще далеко, между тем борода и волосатость, составляющая такую редкость у дикарей, поражали путешественников, которые по возвращении домой описывали айно, как мохнатых. И наши казаки, в прошлом столетии бравшие с них ясак на Курильских островах, тоже называли их мохнатыми.
Айно живут в близком соседстве с народами, у которых растительность на лице отличается скудостью, и немудрено поэтому, что их широкие бороды ставят этнографов в немалое затруднение; наука до сих пор еще не отыскала для айно настоящего места в расовой системе. Айно относят то к монгольскому, то к кавказскому племени; один англичанин нашел даже, что это потомки евреев, заброшенных во времена оны на японские острова. В настоящее время наиболее вероятными представляются два мнения: одно, что айно принадлежат к особой расе, населявшей некогда все восточноазиатские острова, другое же, принадлежащее нашему Шренку, что это народ палеоазиатский, издавна вытесненный монгольскими племенами с материка Азии на его островную окраину, и что путь этого народа из Азии на острова лежал через Корею. Во всяком случае, айно двигались с юга на север, из тепла в холод, меняя постоянно лучшие условия на худшие. Они не воинственны, не терпят насилия; покорять, порабощать или вытеснять их было нетрудно. Из Азии их вытеснили монголы, из Ниппона и Матсмая - японцы, на Сахалине гиляки не пустили их выше Тарайки, на Курильских островах они встретились с казаками и таким образом в конце концов очутились в положении безвыходном. В настоящее время айно, обыкновенно без шапки, босой и в портах, подсученных выше колен, встречаясь с вами по дороге, делает вам реверанс и при этом взглядывает ласково, но грустно и болезненно, как неудачник, и как будто хочет извиниться, что борода у него выросла большая, а он всё еще не сделал себе карьеры.
Почти все, писавшие об айно, отзывались об их нравах с самой хорошей стороны. Общий голос таков, что это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность, на охоте смелый и, по выражению д-ра Rollen'a, спутника Лаперуза, даже интеллигентный.
Бескорыстие, откровенность, вера в дружбу и щедрость составляют их обычные качества. Они правдивы и не терпят обманов. Крузенштерн пришел от них в совершенный восторг; перечислив их прекрасные душевные качества, он заключает; "Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны". А Рудановский пишет: "Более мирного и скромного населения, какое мы встретили в южной части Сахалина, быть не может". Всякое насилие возбуждает в них отвращение и ужас.

Откуда есть-пошли айны

Относительно того, из какого региона пришли древние прародители айнов и каким именно образом они заселили Японский архипелаг, в исторической науке до сих пор нет единства мнений. Некоторые исследователи обращают внимание на тесное сходство традиционной айнской культуры и верований с теми, что можно встретить в Юго-Восточной Азии и Океании. Тем самым, как утверждают сторонники одной из гипотез происхождения айнов, доказывается, что этот народ пришел в Японию из района Полинезии или, возможно, Австралии, сделав в ходе своего долгого путешествия остановку – скорее всего, весьма длительную по историческим меркам, – на территории Индонезии.
Эта гипотеза, которую можно условно назвать «полинезийской», имеет, в свою очередь, целый ряд вариаций, не исключая и самых смелых. Так, еще в XIX столетии известный французский географ и антрополог Луи Вивьен де Сен-Мартен сформулировал теорию, согласно которой в доисторическую эпоху пространство современной Юго-Восточной Азии (прежде всего островной ее части) заселяла единая белая раса, которую французский исследователь назвал «океанической» [Шренк Л.И., 1899, 1903]. С севера и юга с ней соседствовали представители иных рас, которые коренным образом отличались от «океанической» – соответственно монголоиды континентальной Азии и негроидные обитатели южной Океании и Австралии. Со временем «океаническая» раса распалась на части, а различные группы ее представителей расселились в разных направлениях. Одни, как айны, двинулись на север и, в конечном итоге, остановились в районе Сахалина и Курил, другие же предпочли восточное или юго-восточное направление – как, к примеру, предки современных полинезийцев, даяков на индонезийском Борнео или тагалов на филиппинском острове Минданао.
Выдающийся российский этнограф Л.Я. Штернберг также относил изначальный ареал обитания айнов к региону Австронезии [Штернберг Л.Я., 1933]. Как считал ученый, предки айнов в течение веков постепенно перебирались вдоль цепочек островов на север, используя свойственные им неплохие навыки мореплавания, при этом смешиваясь с местными этносами и постепенно утрачивая свои первоначальные черты (именно поэтому сейчас так трудно соотнести айнов с какими-либо другими народами исключительно на основе анализа антропологических черт).
«Айнская проблема» и сегодня далека от разрешения, являясь одной из наиболее сложных и комплексных загадок истории и этнологии.
На сегодняшний день академической наукой не установлено и происхождение языка айнов. Язык айнов современной лингвистикой рассматривается как язык изолированный (наряду с баскским и некоторыми кавказскими языками). По структурно-морфологическим параметрам айнский язык радикальным образом отличается от языков соседних народов. Различные исследователи пробовали доказывать родство айнского языка с палеоазиатскими, индоевропейскими, австронезийскими языками. Однако все эти «доказательства» строились на основе случайных лексических и фонологических совпадений, которые не составляли никакой системы. Продолжаются споры и о том, была ли у айнов в древности своя письменность. Предположения о наличии письменности у древних айнов выдвигали многие исследователи, ссылаясь на дошедшие до нас петроглифы, знаки собственности и резьбу.