Продолжая тему удержания персонала на предприятии, затрону аспект, на который в этом контексте обращают недостаточно внимания, но который может оказывать существенное влияние на кадровую безопасность.
В основном, обучение рассматривают как элемент развития компетенций и как предварительный этап, необходимый для подтверждения квалификации (обязательные виды обучения). Мы же рассмотрим этот процесс немного с другого ракурса.
Каждый из нас в той или иной степени рисует себе иллюзорную картину будущего. Кто-то подходит к этому процессу осознано и понимает, что то, что он делает «сегодня», принесет плоды в будущем, кто-то не вполне осознанно, но все мы строим планы. Выбирая работодателя, человек также обращает на это внимание (на разном уровне осознания, но обращает).
Эффективно действующая система обучения в организации косвенно способствует формированию у работника картины будущего, привязанной к этой организации, что обеспечивает удержание персонала как сейчас, так и в перспективе. Человек не уволится и не будет искать новую работу, если он нарисовал свое будущее во взаимосвязи с организацией.
Мы не будем говорить об обязательных видах обучения, они-то как раз в меньшей степени оказывают на это влияние, хотя в отдельных организациях кроме такого вида обучения больше ничего и не реализуется. Как же другие виды обучения влияют на удержание?
Опережающее обучение – если организация обучает персонал тем знаниям и умениям, которые будут востребованы в перспективе, то для человека это означает, что у этой организации есть будущее, и в этом будущем для него есть место.
Кадровый резерв – данный вид обучения не только направлен на будущее, но и создает серьезную мотивационную платформу не только для зачисленных в резерв, но и для действующих руководителей, на чье место готовится резервист.
Профессиональное обучение (в том числе, наставничество и обучение на рабочем месте)–в этом виде обучения очень важен содержательный компонент (чему учат), а также отношение наставника или другого обучающего к стажерам/обучающимся. Неправильно организованный процесс обучения может приводить к обратному эффекту и сопротивлению обучению.
Развивающее обучение – обучение, направленное на развитие отдельного навыка, чаще всего «Softskills»,проводимое в формате тренинга. В этом виде обучения очень важны компетенции тренера и психологические компоненты, не заявленные в программе. Посредством тренинга можно решать очень много задач, направленных и на удержание, и на гармонизацию состояния работников.
Ситуационное обучение – один из самых спорных видов обучения, который неизбежно присутствует на всех предприятиях и чаще всего направлен на устранение или предупреждение возможных последствий (изменение в законодательстве, выявлено отсутствие допуска или важной компетенции и т.п. ), но если абстрагироваться от причины возникновения потребности в данном виде обучения, даже его можно сделать направленным на будущее.
Обучение - сильный инструмент в управлении персоналом и при грамотном его использовании мы не только получаем развитие персонала, но и обеспечиваем кадровую безопасность, что существенно повышает антихрупкость наших организаций.
Один из подписчиков нашего канала задал мне в личном сообщении очень интересный вопрос. Не буду цитировать его полностью, но смысл был такой: «Мы тратим кучу денег и сил на обучение, а работники сопротивляются и саботируют. Почему?»
Мое мнение по данному вопросу читайте в следующем посте.
Следите за публикациями!
Сергей Кашинцев, Nordex Consulting