Всего несколько лет осталось до запрета пластиковой одноразовой посуды в России. Предприниматель из Екатеринбурга Андрей Лодкин давно уловил экологический тренд и развивает производство картонной посуды с 2017 года. Порой было непросто, но Андрей справился и готовится расширять производство. Рассказываем, как ему это удалось.
По словам вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, запрет на одноразовую пластиковую посуду в России может вступить в силу уже в 2023 году. По мнению главы компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, разумнее говорить о 2024 годе, что, в общем, ситуацию не меняет.
Россия давно и последовательно старается двигаться вперед в рамках мирового экологического тренда. Так, например, в странах Европейского союза запрет действует еще с 3 июля 2021 года. Подобное решение, принятое в нашей стране, безусловно осложнит жизнь целому ряду производителей. Однако забота о природе все же важнее чьих-то экономических интересов. К тому же, там, где закрываются одни бизнес-ниши, всегда открываются другие.
С миру по нитке
Уроженец Коми Андрей Лодкин понял, куда дует ветер, задолго до решений правительства РФ. Он поставил своей целью развитие производства картонной одноразовой посуды еще пять лет назад. Как и множество других начинающих предпринимателей, на первом этапе он столкнулся с недостатком средств на капитальные затраты. Да и банки при этом не горели желанием выдавать кредит компании без истории.
В итоге Андрей нашел компромиссное решение. У него уже имелся опыт работы на конвейере по производству картонных стаканчиков в компании «Восток», поэтому он хорошо знал, что именно ему понадобится.
Для начала на собственные средства бизнесмен приобрел за 450 тыс. рублей неновый тигельный пресс. Постепенно Андрей покупал и другие станки, в том числе и те, которые оказались в продаже после банкротства вышеупомянутого «Востока». Под бывшее в употреблении оборудование Андрей арендовал самую маленькую производственную площадку, на которой только можно было разместить станки. Завод начал выпуск продукции под брендом FoodFace.
Стартовый импульс, который Андрей придал своему предприятию, позволил проработать больше года, однако средств на развитие не было. В 2018 году предприниматель сумел совершить процедуру слияния с заводом по производству картонной упаковки, владелец которого предпочел отойти от дел, ограничившись долевым участием. Необходимо было масштабироваться дальше, и тогда Андрей принял решение попытать счастья с многочисленными мерами поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляемыми сейчас государством.
Знание - сила
Изучение мер помощи помогло быстро определить нужное направление усилий – Андрей и его компания стали участниками программы «Выращивание», организованной Корпорацией МСП. Сейчас центры компетенций, где можно получить содействие в рамках этой программы, работают в 69 регионах страны.
«Выращивание» подразумевает квалификационную оценку бизнеса, формирование с помощью приглашенных экспертов индивидуальной карты развития предприятия и многое другое. Участники программы получают доступ к мерам финансовой, имущественной, информационной и маркетинговой поддержки. Все эти услуги государство предоставляет бесплатно.
Получив в свое распоряжение профессионально проработанный план развития, Андрей взялся за его реализацию, как можно шире используя предоставленные ему возможности.
«Чтобы лучше понять принципы ведения бизнеса, я старался участвовать во всех доступных образовательных программах. Корпорация МСП, например, совершенно безвозмездно предоставляет доступ к собственному бесплатному сервису «Бизнес-обучение», работающему на Цифровой платформе МСП.РФ.
Достаточно быстро я разобрался в том, какие этапы должна пройти компания, чтобы выйти на новый уровень. Провел аудит, пересмотрел принципы финансового и налогового планирования, построил систему мотивации сотрудников. Проанализировав рынок и место компании на нем, я остановился на горизонтальной модели масштабирования. Дело оставалось за малым – найти необходимые средства», – рассказывает Андрей.
Мер поддержки много не бывает
Постепенно предприниматель начал все шире использовать доступные ему меры государственной поддержки. По всем формальным признакам компания соответствовала требованиям к предприятиям малого и среднего бизнеса, что открыло для FoodFace много возможностей.
Несколько раз Андрей воспользовался льготными займами, полученными при содействии Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, обратился за предоставляемыми государством банковскими гарантиями и поручительствами. На эти средства в 2020 году удалось приобрести собственные производственные площади, взять в льготный лизинг новое оборудование, значительно расширить объем и номенклатуру выпускаемой продукции. Компания, наконец, обзавелась и собственным полноценным офисом.
В какой-то момент настала пора позаботиться и о защите интеллектуальной собственности. После слияния с фабрикой картонной упаковки FoodFace достался патент на конструкцию крышечки для стаканчика мороженного с уже вложенной в нее ложечкой. Незначительный вроде бы элемент, однако сейчас этим простым изобретением пользуются десятки производственных компаний без каких-либо отчислений. Андрей обратился к патентному поверенному и разрабатывает стратегию защиты своих прав.
Масштабирование сбыта
Рост компании невозможен, если ее новые производственные возможности не покрываются достаточным объемом сбыта. Понимая сезонные особенности спроса на картонную посуду, Андрей так выстроил ассортиментную политику, чтобы зимний спад продаж стаканчиков для мороженного компенсировался повышением спроса на пищевую тару для доставки еды и так далее.
Кроме того, решать пришлось и вопрос расширения списка заказчиков. Для этого предприниматель воспользовался сервисом Цифровой платформы МСП.РФ «Производственная кооперация и сбыт», где представители малого и среднего бизнеса могут найти друг друга, установить производственные связи, а также привлечь внимание крупных компаний, которые заинтересованы в проведении закупок по федеральному закону 223-ФЗ.
Сейчас этот сервис, вместе с дополнительными усилиями компании по другим направлениям, позволил FoodFace наладить прочные коммерческие связи с контрагентами в Казахстане и Белоруссии.
«Новые клиенты позволят нам полностью загрузить оборудование, купленное еще в преддверии пандемии. Уже в ближайшем будущем, я надеюсь, компания увеличит объем отгружаемой продукции с 7 млн до 15 млн единиц товара в месяц», – делится своими планами Андрей.
мсп #бизнес #развитие #малыйбизнес