Найти тему

Общаться с подростком. Как?

Мозг человека — настоящее чудо!

Мозг ребёнка — это сверхсложноорганизованная система.

По мере взросления ребёнка, мозг не просто растёт, он постоянно меняет свою организацию, в каждый новый скачек роста! Мозг детей и подростков учится не через постоянные запоминания и нудные заучиваниях. Он учится через «запечатление» — импринтинг. Эмоциональные моменты и яркие переживания служат основополагающими и ключевыми. Именно они определяют наше поведение во взрослой жизни.

Мозг подростка, к тому же ещё и парадоксален. В нем очень много серого вещества (нейронов — строительных блоков мозга) и чрезвычайно мало белого вещества (соединительных звеньев, синапсов, которые обеспечивают передачу информации из одной части мозга в другую).

Именно в этот момент у родителей возникает множество переживаний и конфликтов с детьми: ребёнок уже позиционирует себя как взрослый, даже выглядит соответствующе, но ведёт себя иначе.

Всё дело в том, что мозг ребёнка ещё не способен обрабатывать информацию так, как это делает мозг взрослого человека. Мозг подростка созрел только на 80%, этим объясняются и перепады настроения, и эмоциональность, и импульсивность, и вспыльчивость. Потому подростки не способны завершать начатое, быстро устают, переключаются и теряют интерес. (Это точно не про невоспитанность или глупость! Это про нормальное развитие мозга ребёнка!)

Родители очень часто совершают одну и ту же ошибку: перегибают с эмоциональностью и доносят до ребёнка важную мысль слишком сложным способом.

Родитель: «Как ты мог?! Как ты мог так поступить?! Откуда у тебя вообще такие тупые идёи в голове! Ужас! Так же нельзя! Это вообще могло кончится трагично!!!»

Подросток: «Она опять ругается! Как всегда! Опять недовольна! И идеи у меня тупые! И даже не доверяет, думает, я хочу себе навредить!»

Ребёнок не слышит, уходит в саботаж, закрывается, злится и обижается!

Фраза родителей, основываясь на особенностях функционирования мозга ребёнка, должны быть выстроены иначе:

1. Коротко и ёмко.
2. Передавать мысль коротко и со смыслом.
3. Без намёков и риторических вопросов.

Пример:

«Я очень за тебя беспокоилась. Даже испугалась. Твои действия были очень рискованными и могли привести к плохим последствиям! Я знаю, что ты уверен в себе, но я попрошу тебя так не делать!»

Диалог с подростком сильно отличается от диалога с ребёнком. Именно мы, взрослые, должны понимать всё и учитывать. Именно мы должны искать подходы и выстраивать диалог. Ждать этого от ребёнка бесполезно, потому как ему ещё недостаточно опыта и понимания.

Ваш психолог, Марина Бабурина.

_________________________________________________________________

Подписывайтесь на мой канал "Детский психолог Бабурина Марина"!

Лайки 👍 помогают развитию канала!

_________________________________________________________________

#воспитание #подросткииродители #детскийпсихолог #психолог для родителей

 #подросткииродители #воспитаниедетей