Найти тему
ПульсПлюс

Можно ли воспитать совесть у ребенка?

Оглавление

Вот, например, "правильная правда" заключается в том, что воровать - плохо, а значит, воровство - это "не по совести". Но, с другой стороны, деревенские мальчишки считают трусами тех, кто не хочет лезть в чужой огород. У них другая правда ("в чужом саду яблоки слаще"), и совесть, значит, тоже по-другому устроена? Получается, если в классе стыдно быть отличником, стыдно тянуть руку вверх, показывая, что ты знаешь ответ, то "по совести" нужно быть двоечником? Если друг не чистит зубы по утрам и не моет руки перед едой, то совестно быть предателем, то есть поступать не так, как он? Да, так прямолинейно и считают многие дети. И чтобы научить их поступать, не оглядываясь на мнение окружающих, чтобы дать понять, что совесть не должна корректироваться мнением друзей, но обязана быть лишь барометром правды, понадобится немало сил и терпения. А вот наказания в данном случае не подействуют вовсе - они только укрепят ребенка в его правоте, ведь это будет его страдание за правду...

Баш на баш

Если взрослым кажется, что ребенок растет бессовестным, часто поступает неправильно, потому что эта самая совесть спит в нем то ли богатырским, то ли вечным сном, это может значить только одно - малыш видит мало справедливости вокруг. С ним самим могут часто поступать не так, как хотелось бы. И он в ответ тоже считает нормой поступать по-своему. И вовсе необязательно, что дело происходит в неблагополучной семье.

Семья может быть "сверхблагополучной", но вот отношения в ней - оставляют желать много лучшего. Ну, например, ребенку часто что-то обещают, но не выполняют. И он начинает поступать также. Или родители часто решают какие-то вопросы на повышенных тонах. И дети могут запросто тоже начать кричать на взрослых. А на вопрос: "Тебе не стыдно кричать на маму?", ответ будет вполне логичным: "Нет, не стыдно, ведь вам же не стыдно делать тоже самое".

Другая причина того, что у ребенка формируется "искривленная совесть" - это постоянное сведение счетов между ним и родителем. Причем, "счет" этот, безусловно, начинают вести взрослые. Мама говорит ребенку: "Раз ты со мной так несправедливо (читай: не так, как надо мне ) поступаешь, то и я с тобой буду также". Ничего о правде из такого "баш на баш" дети не узнают. Следовательно, и формирование совести будет происходить с задержкой, и идти совсем не тем путем, каким хотелось бы...

Совестью нельзя злоупотреблять

Не нужно каждый раз, когда ребенок набедокурил, взывать его к совести. Достаточно лишь огорчиться, показать, что какой-то поступок малыша расстроил взрослых. Если постоянно спрашивать ребенка: "Ну, тебе не стыдно?", совести у него не прибавится. Но если он увидит и поймет, что огорчил любимого человека, стыдно станет наверняка. Потому что совесть пробуждается не от частых упреков, а от нежелания обидеть любимых людей. И здесь внушить ничего не получится. Взрослые либо любят своего ребенка и получают любовь в ответ, либо... нет.

Когда нужно объяснять

Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что такое совесть, на это состояние нужно обращать внимание ребенка. Начать можно с книжек, где все полярно - есть четко выраженное "хорошо" и такое же явное "плохо". Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком: "Главному герою стыдно... Он даже покраснел... Как думаешь, почему?.. А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?"

И еще. Если родители поступили с ребенком нечестно (не выполнили обещания, не сдержали слова, накричали "ни за что"), не стоит вуалировать этот поступок усталостью, кучей проблем и т.д. Нужно просто ИЗВИНИТЬСЯ. Заставить себя проговорить "трудные" слова: "Я виноват перед тобой, мне стыдно. И оправдываться я не буду. Просто постараюсь больше не обманывать (или не огорчать, или не наказывать, не разобравшись в сути вопроса и т.д.)". Почему это так важно? Да потому, что дети берут с родителей пример во всем. И если ребенок посчитает, что у его мамы и папы нет совести, то, скорее всего, решит, что и ему она тоже ни к чему. И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть - это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить.