Найти тему
Стройбат конца 80-х

СТРОЙБАТ КОНЦА 80-х: ЧЕЧЕНСКАЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Меня тут попросили рассказать об отношениях чеченцев к выходцам из Средней Азии. Итак, начинаю вспоминать.

Для начала расклад по национальностям в нашем строительном батальоне. По полторы сотни русских и узбеков, человек по пятьдесят таджиков и казахов, полсотни, где-то, азербайджанцев, а дальше по мелочевке: человек тридцать чеченцев, человек двадцать дагестанцев и так далее.

Белорусов было всего шесть, включая вашего покорного слугу. Грек один – Миша Чамурлиев, отличный парень.

Отношения чеченцев с ребятами из Средней Азии были достаточно прохладными. Горцы не цеплялись к старослужащим, а вот молодых за людей не считали.

Особенно четко мне запомнились двое узбеков: старший сержант с труднопроизносимой фамилией Зикруллаев и еще один персоныш, который встретил нас, «духов» на Белорусском вокзале и сразу начал показывать «кузькину мать».

Фамилию я его забыл, помню только имя – Файсдин. Был он очень мерзким. Весь такой дерганый, как червяк, которого насаживают на крючок. За два года так и не научился говорить по-русски и, по-моему, ненавидел славян всей душой.

Терся этот Файсдин у нас в карантине, специализировался на отъеме денег у «духов» и при первом удобном случае пускал в ход кулаки.

Даже сейчас, кривлюсь от отвращения, когда его вспоминаю. Попался бы он мне! Очень надеюсь, что Файсдин сейчас ебашит в поле с мотыгой и пасет баранов, своих собратьев по разуму.

Однажды я назвал его Федей. Получил удар в солнечное сплетение.

- Какой я тэбэ Федя?! Файсдин, запомни чурка!

Так вот к Зикруллаеву и Файсдину чеченцы проявляли толерантность. Может, уважали их, за то, что те были дембелями и поддерживали порядок в роте. Других поводов их уважать я не вижу.

Что касается молодых военных строителей, то показательной будет судьба одного казаха. О нем я уже вскользь упоминал.

Амангельды попытался стать лидером. Схлестнулся с чеченцем своего призыва и… Его стали бить и чмырить при каждом удобном случае. Делали это чеченцы, с молчаливого согласия земляков Амангельды.

Никто за него не заступился. Уже месяца через два Амангельды ходил грязный, как черт, не выпускал из рук половую тряпку и выполнял на стройке самую грязную работу.

Были и другие выходцы из Средней Азии, к которым чеченцы относились хуже, чем к славянам.

Земляк земляком, но если земляков много, то за всеми не уследишь, всех не поддержишь.

По-моему, достаточно хорошо чеченцы относились к нагайцам, аварцам и другим представителям Дагестана. Соседи, все-таки. Грузинов и армян, несмотря на их христианство, чеченцы тоже уважали.

Но больше всего уважали эти парни грубую силу. Даже если ты «дух», но «качок», значит, дружбан.

Вот это было, действительно в духе чеченцев. Моих земляков, культуристов из Минска, гордые сыновья гор сразу признали своими.

Еще бы! Слишком высока была вероятность получить пизды.

Сдается мне, что на этом строится вся чеченская идеология и внешняя политика.

Продолжение следует.