Найти тему
НУАР-NOIR

Улыбается ли судьба невезучему?

-2

Фильм «Частные расследования» (1987) можно полагать удивительным явлением. Начнем с того, что диск с саундтреком к нему стал более известным, нежели сама кинолента. А всё почему? Потому что создателем кинокартины был клипмейкер Найджел Дик, водивший близкую дружбу со многими музыкальными звездами. Ну как можно отказать такому хорошему парню?

Во-вторых, именно эта лента ознаменовала появление в мире кино (пока ещё в качестве сценариста) будущего выдающегося криминального режиссера Джона Даля («Убей меня снова», «К западу от Красной скалы»). Надо отметить, что списочный состав участников съемочного процесса уже звучит как персонажи какого-то криминального романа. Рей Шарки, Ник Рафтер, Эспиноза, Дэв Бридж.

Хотя для нас эта кинокартина, которую сейчас вспомнят с трудом даже эксперты по вопросам криминального кино, интересна в первую очередь тем, что она задала тему криминального невезения. Точнее говоря, соотношения везения и невезения как таковых.

Из «Частных расследований» подобная проблематика сначала перекочевала в «29-ую улицу», где есть очевидная криминальная составляющая, а затем и вовсе оказалась в недрах легендарного «Фореста Гампа». Хотя, конечно, проблема криминальной фортуны этими картинами не исчерпывается.

Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)
Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)

Можно вспоминать фильм «Кулер», где главный герой, нанятый руководством казино, должен был приносить неудачу игроками, что в итоге содействовало обогащению заведения. Или же гангстерскую драму «Билли Байтгейт», по сюжету которой в определенный момент встретились два «везунчика»: удачливый юноша, чье имя вынесено в название картины, и известный бандит Чарли Лучано по кличке «Счастливчик» («Лаки»).

Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)
Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)

Впрочем, главный герой «Частных расследований» ещё не знает, что невезение в целом может дополняться некими важными мелочами, которые в итоге спасают ему жизнь. Хотя та кажется злополучной: ломается машина, на работе нелады. Да ещё в квартире он находит труп темнокожего парня, невесть знает как туда попавшего.

Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)
Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)

И всё было бы ничего, если бы покинувший мир сей визитер не оставил в автоответчике кассету, на которой продиктованы несколько цифр и букв. И очень-очень нехорошим людям хочется непременно узнать, что эта комбинация означает. А потому они начинают изводить несчастного молодого архитектора.

Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)
Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)

В данном случае «ненужная вещь» (как частный случай «ненужного места в ненужное время») является проявлением пресловутого невезения. И вдруг выясняется, что в борьбе за жизнь удача может подкидывать мелкие приятные сюрпризы. То нищий подставит подножку преследующему главного героя злодею, то явятся почти сами по себе подсказки, позволяющие понять суть таинственного цифро-буквенного сочетания.

Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)
Кадр из фильма «Частные расследования» (1987)

Есть еще пара интересных моментов. Например, Джон Даль в духе типичного нео-нуара оставил отсылку к источнику вдохновения. По ТВ мелькают кадры из «Человека, который слишком много знал» Хичкока. А ещё есть прямые аллюзии к библейской присказке о «променять первородство на чечевичную похлебку». Джон Бредли готов отдать лотерейный билет за простой чизбургер. В итоге у него нет ни еды, ни билета. А тот, между прочим, принес баснословный выигрыш. Но уже не Джону…

Загадочнее «Твин Пикса» и более остросоциальный, чем «Прирожденные убийцы»