Наркоторговцы, куртизанки, воры всех мастей, бедняки и едкий дым вокруг — так выглядит место, которые некоторые называют африканским Содомой и Гоморрой. Ведь тут есть все: падение нравов, тотальная бедность и пожарища, которые не затихают, кажется, никогда. И, да. Речь идет о ганском районе Агбогблоши, который считается самой крупной свалкой электронных отходов в Африке, а то и во всем мире.
Несмотря на относительную близость к столице Ганы, Аккре, этот район сложно назвать хоть сколько-нибудь цивилизованным. Здесь процветают криминал, тотальная нищета и безнадега. Люди поколениями живут на свалке, селясь в деревянных и фанерных домах без электричества, канализации и хоть сколько-нибудь пригодных условий проживания. Да, эти люди не живут — выживают, но не особо успешно. Редкий житель Агбогблоши празднует даже свой тридцатилетний день рождения — средняя продолжительность жизни тут ниже даже этой весьма скромной отметки.
А причина этому проста и даче очевидна — экологическая катастрофа вокруг. Живя на свалке, люди питаются здесь, справляют свою нужду среди гор ноутбуков и кондиционеров и дышат ядовитыми испарениями. Добавить сюда еще изнурительный труд и скромное, если не сказать недостаточное, питание, и картина выходит поистине пугающей.
Но зачем же люди едут сюда? Все просто — в других местах еще хуже. Все-таки идут на свалку не за мечтами и амбициями, а от нужды. Люди, находящиеся в бедственном положении, приходят в Агбогблоши за работой — добычей ценных металлов из чипов и проводов.
Для того чтобы достать немного золота или даже меди, жители свалки каждый день сжигают тонны бытовой техники, зачищают километры проводов и растворяют огромное количество микросхем. В результате на свалке образуется едкое зловоние горящего пластика, кислотных испарений и нечистот, которые тут буквально всюду.
Километры мусора горят и отравляют воздух на километры вокруг, только вот местных это, похоже, мало заботит. Вред детскому здоровью, опасность и низкая продолжительность жизни не могут заставить этих людей прекратить. Ведь эта свалка — их единственный источник пропитания. Без нее они просто не выживут, поэтому лучше 30 лет так, чем вообще никак.
Но откуда в бедной Гане столько техники? ООН утверждает, что все дело в технике самих ганце: сюда свозят электронные отходы со всей страны, отсюда и такие горы техники. Только вот эко-активисты с официальной позицией не согласны: они утверждают, что все дело в жадных Европейцах — они присылают сюда свою технику, бросая ее посреди Агбогблоши.
Конечно, официальные лица с этим не согласны. Законы запрещают развивающимся странам свозить технику на переработку в менее развитые регионы. Однако такой ответ — и не ответ вовсе. Все-таки большая часть этих поставок — нелегальны. А часть идет не на переработку, а на ремонт — еще один способ снять с себя ответственность.
И, вроде, про экологическую катастрофу в этом месте знают все: ООН, "зеленые", волонтеры и эко-активисты, но вот помочь никто не стремится. Никто не проводит проверок и не ищет виновного. На самом деле, это просто невыгодно. Ведь если не свозить технику сюда, то где-то в Европе или Америке будет такая же свалка. А это никому не выгодно. Лучше уж в Африку — она далеко, последствия не достанут.
Но они достанут. Ведь от неправильной утилизации такой техники страдает экология всей планеты. Часть техники потом и вовсе оказывается в водоемах, а оттуда — в океане. В общем, ситуация тяжелая. И ответственность за нее никто не хочет брать на себя.