По данным Пограничной службы ФСБ РФ, в 2018 году в Латвию было совершено 474 198 выезда, в 2019 – 516 440.
Ассоциация Туроператоров России поездки в Латвию как сугубо туристические не рассматривает, считая, что большинство из них было совершено с частными целями: посещением родственников, коммерцией или личным шопингом.
Помимо Латвии с частными целями граждане России ездили и в другие приграничные страны – Эстонию, Литву, Финляндию, Польшу, Монголию и Китай. В 2019 году на эти страны пришлось 22,9% поездок от общего объёма путешествий. Данные за 2020 и 2021 год я искать не стала, так как в это время многие страны были закрыты для посещений.
С 19 сентября 2022 года Латвия перестаёт пускать на свою территорию туристов из России (речь идёт об обладателях краткосрочных шенгенских виз). Желающим приехать с частными целями во въезде, скорее всего, тоже будет отказано, так как с визами обещают принимать только тех, у кого в стране есть близкие родственники – супруги, дети, родители, бабушки и дедушки - граждане Латвии (это важно). Самое главное, что нужно учесть – запрет распространяется на все краткосрочные шенгенские визы, вне зависимости от страны выдачи. Едете с целью, которую нельзя считать важной? Во въезде будет отказано. С самими визами при этом ничего не случится. Аннулировать их на границе никто не будет (обещают, по крайней мере, так). Просто развернут обратно и помашут ручкой.
В основном, как я вижу, отсекается огромный поток людей – случайных, посещающих Латвию с несущественными (то есть, всё это можно пережить) целями или следующих через страну транзитом. Последний, насколько я понимаю (при заходе на сайт того же Ecolines) увеличился ровно в два раза в тот момент, когда Европа закрыла своё небо для российских самолётов. При этом, судя по состоянию выкупленных билетов на 20-21 сентября, существенного спада в поездках не предвидится, хотя, по сравнению с летом, свободных мест в автобусе становится всё больше и больше (но осенью всегда мало ездили). Очевидно, что многие из тех, кто больше не может посетить Латвию, попадали в страну по воздуху. Так что если у кого из перевозчиков и будут проблемы, то не у самого дешёвого – автобусного.
Меня во всей этой истории другое заинтересовало. Есть же данные (кажется, опрос ВЦИОМ) о том, что только 20-30% россиян выезжает за границу. Получается, что четверть от этого едет даже не путешествовать, а по делам. То есть реально путешествующих наберётся от силы процентов 15-20. Основная масса поездок приходится на Турцию (7 миллионов), Абхазию (почти 5 миллионов), Казахстан (около 3,5 миллионов), Китай (почти 3 миллиона). В Европу в 2019 году ездили, в основном, в Финляндию (около 4 миллионов, и страна, кстати, не закрыта), Эстонию (около 2 миллионов), Германию (1,5 миллиона, и эту страну тоже периодически относят к нетуристическим), Италию (1,3 миллиона), Испанию (1 миллион), Кипр (900 тысяч), Грецию (800 тысяч), Францию (около 600 тысяч). Вычёркиваем из европейского списка первые две страны + Германию и остаётся всего-ничего на долю именно европейских путешествий.
Если сложить число выездов в европейские страны из первой двадцатки (дальше уже будут крохи и считать там особо нечего), то получится, что за 2019 год в Европу из России съездило чуть ли не столько же, сколько в ту же Турцию… Всего же гражданами РФ было совершено около 48 миллионов выездов, что, в свою очередь, указывает на то, что европейское направление и раньше приоритетным не было. За последние же два года люди уже привыкли к тому, что Европа преимущественно закрыта, так что удивить их тут наверно нечем.
Латвия, вопреки распространённому мнению, «за счёт туристов из России» давно уже не жила (судя, в том числе, и по приведённым в России данным). За счёт приезжающих может частично и пополняла бюджет, но не более того. Часть этих людей в страну уже не попадёт, но какой-то особой туристической катастрофы, по всей видимости, тоже не случится. Как не случится её и в России, от туристов из которой, как я понимаю, ни Турция, ни Италия с Францией отказываться не собираются.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.