Найти в Дзене

Барды для народа. Разбираем мифы #1

Оглавление

"Бард - Кто это?"

Бард
Бард

Этот вопрос я задаю чуть ли не каждому своему новому ученику (из молодых) в надежде услышать хоть что-то внятное. Чаще всего пожимание плечами без малейшего представления. Однако имя "Владимир Высоцкий" где-то в подсознании у молодёжи ещё бродит, видимо, дед (дед у них бывает мой ровесник) или отец слушает, либо старое советское кино уломались посмотреть - не столь важно. Важно, что как-то идентифицируют Владимира Семёновича. Хотя именем обычно всё и ограничивается. Однако, когда начинаешь раскручивать, всплывают и Розенбаум, и песни из кинофильмов, и возникает картинка, с которой можно работать и вовлекать ребят в этот жанр. Но сложнее с другой стороной работы на бардовской ниве - привлечь новых людей в концертные залы, вернее, в зальчики хотя бы, на квартирники... И тут наш народ упирается рогом, как-будто бы его ведут на бойню. А потому стоит разобраться, так ли плохи барды? Так ли они скучны и безголосы? Так ли хреновенько дерут свои расстроенные гитары? И правда ли их выгнали из гостиницы за то, что пели у костра?.. Об этом и поговорим.

Миф первый. Барды не умеют играть на гитарах.

В целом - это не совсем и миф, во многом - это именно так. Но давайте разберёмся: а всегда ли от барда требуется виртуозное владение инструментом? Всё упирается в задачу, которую ставит перед собой конкретный бард. У кого-то из них поэзия ровная, размеренная, глубокая, не сильно эмоциональная, музыкальные темпы умеренные, мелодии до такой степени интересны, что простой гармонии хватает, чтоб эти мелодии подчеркнуть.

Кстати, тут вот хочу сделать сноску. Я давно сделал это наблюдение. Очень часто бывает так, что красота мелодии бардовской песни обратно пропорциональна сложности гармонии. Т.е. чаще всего яркие мелодии укладываются в несложные гармонические обороты, и напротив: простую незатейливую мелодию часто прячут за лесом аккордов, отклонений, модуляций, проходящих и вспомогательных аккордов, компенсирую лаконичность мелодии гармоническим богатством

Поэтому таким бардам и не нужен виртуозный аккомпанемент, особенно если музыкальный язык традиционен, близок к городскому романсу, дворовой песне, народной песне. Очень многие барды-классики, которые сделали имя этому жанру, создавали песенные шедевры, владея парой десятков аккордов. Хотя, говоря о классиках, стоит отметить среди них тех, кто вообще создали свой уникальный музыкальный язык. Их владение гитарой трудно вписать в какие-то рамки, потому что они с инструментом делали что-то непохожее ни на кого. Некоторые, такие как, например, Сергей Никитин и Александр Иванов, вообще создали свой уникальный строй гитары для того, чтоб играть свои уникальные гармонии. Александр Мирзаян играет по всему грифу и узнаваем по нескольким аккордам. Если говорить о классиках, то нельзя не упомянуть Александра Дольского, который имеет профессиональное академическое гитарное образование, используя в своей игре классические приёмы. Довольно интересно играл Виктор Луферов, тоже образованный гитарист. Самое интересное, что он играл вполне в традиционной манере, но в его игре ощущалась потрясающая избыточность, когда за простой игрой слышался богатый бэкграунд. И это мы говорим о признанных классиках, создававших жанр.

Что же касается более-менее современной авторской песни, когда авторы являются профессиональными артистами, для которых авторская песня, т.е. концерты, фестивали, записанные альбомы являются единственной работой, то тут ситуация весьма серьёзная: многие, понимая, что находятся в условиях рыночных отношений, играют виртуозно, а некоторые даже преподают гитару, как, например, Дмитрий Бикчентаев, Роман Филиппов, Михаил Барановский. Последний, кстати, в большей степени профессиональный музыкант, аккомпаниатор даже в большей степени, чем автор, как и президент ассоциации гитаристов С.-Петербурга Сергей Ильин. Нельзя не сказать про замечательного гитариста Дмитрия Григорьева, единственного в истории Грушинского фестиваля дипломанта, получившего награду как инструменталист. А современную бардовскую тусовку невозможно представить без гитары (и бас-гитары!) Льва Кузнецова, тончайшего музыканта, аккомпанирующего на раз всем, кто попадается ему под гриф.

Для многих современных авторов профессиональное владение аккомпанементом является частью стиля, ибо трудно представить плохо играющими Алексея Иващенко, Григория Данского, Владимира Завгороднего. Я был неоднократно на концертах всех троих и знаю, как сложный аккомпанемент неразрывно связан с их песнями, с их стилем. А есть ещё когорта молодых исполнителей, как, к примеру, Роман Ланкин, вытворяющий с гитарой чудеса, Екатерина Божева, тоже, кстати, преподающая гитару, хотя сама профессиональный хоровой дирижёр.

Есть ещё одна интересная категория бардов - это те, кто играют весьма скромно, и, понимая это, работают с профессиональными аккомпаниаторами, такие как Вячеслав Ковалёв, работающий с гитаристами Сергеем Григорьевым и Александром Петерсоном, Виктор Попов и его аккомпаниатор Кирилл Модестов. Крепко владеют инструментом и играют с музыкальными составами Александр Софронов и Андрей Козловский. У всех, кого я упомянул в этом абзаце, не просто соло-гитаристы и группы - там ещё и продуманные выверенные аранжировки. И если Олег Митяев играет просто, то его аккомпаниатор Леонид Марголин выгребает не только на гитаре, но ещё и на аккордеоне, да и вообще делает роскошные аранжировки в альбомах.

Я несколько опасаюсь кого-то забыть, а потому просто упомяну прекрасных музыкантов в авторской песне: автор музыки Павел Аксёнов, автор Вадим Мищук, гитаристы Александр Родовский, Тимур Ведерников, Дмитрий Сафонов, Константин Тарасов, великий, не побоюсь этого слова, аранжировщик Евгений Быков. Я точно не назвал многих.

И одна из проблем бардовской песни - миф, стереотип, что барды дерут ля-минор у костра на расстроенных гитарах. И этот стереотип, мне думается, где-то в чём-то разрушается. Да, авторская песня - субкультура, живущая в своём слое и вырывается из него в иные пространства не часто, что уж поделать. Но современная авторская песня, я уверен, более чем конкурентоспособна, и то, что в ней чувствуют себя уютно замечательные музыканты - это большой плюс, огромный, правда, пока не шибко оценимый. Но, мне думается, рано или поздно общество выкарабкается из-под завала родившейся в 90-е халтуры, профессионализм станет цениться, люди устанут от культурной деградации, а значит появится спрос на настоящее. Вот тут-то авторская песня и придётся, как говорится, в самый раз.

P.S. Думаете иначе? Согласны? А чего не обсуждаете? Комменты вам зачем даны?.. ;-)

P.P.S. Про следующий миф в следующей публикации. А если будут комменты, о каком мифе вы хотите поговорить дальше - пишите! Упрощайте жизнь и себе и мне! Обнимаю!