Найти тему
Что могут короли...

Оттон I: две революции для первого короля Греции.

Первый король Греции Оттон I на протяжении тридцати лет правления искренне старался увести Грецию подальше от хаоса пережитых революционных лет в мир современной ему Европы. Как же получилось, что в своих намерениях король нажил себе многочисленных врагов? Почему Оттон в итоге не удержался на престоле, не смог найти баланс в головокружительно сложном мире греческой политики?

I. От абсолютной монархии до революции 1843 года.

В предыдущей части было рассказано об установлении монархии в Греции после войны за независимость, а также о попытках баварской администрации навести порядок в Греции, терзаемой противоречиями.

В период первых десяти лет правления Оттона I были действительно сделаны ощутимые шаги к наведению порядка в стране, организована судебная власть. Были приняты некоторые основополагающие законодательные акты, такие как закон о коммерции, уголовный кодекс, законы о политическом устройстве.

Были проведена работа в сфере открытия образовательных и культурных учреждений. Наконец, в 1834 году столица королевства была перенесена из Нафплиона в позабытые Афины, и для развития новой столицы Оттон приложил изрядно усилий.

Но главными характеристиками этого периода были отсутствие конституции, самовольное управления греками баварской администрации, плохие экономические условия и авторитарное законодательство.

Оттонианская монархия сталкивалась с бесконечными трудностями. Баварский авторитаризм и то, что обычно воспринималось как пренебрежение к местным жителям, провоцировали народное недовольство, которое еще больше подогревалось тяжелым экономическим положением страны. Греция столкнулась с ошеломляющим внешним долгом. В тоже время большая часть национальной земли в Греции была заложена или находилась в руках нескольких монополистов-землевладельцев.

Портрет короля Оттона в окружении подданых. Портрет королевы Амалии. Здания университета (вверху) и академии (внизу), воздвигнутые в Афинах во временя Оттона в неоклассическом стиле.
Портрет короля Оттона в окружении подданых. Портрет королевы Амалии. Здания университета (вверху) и академии (внизу), воздвигнутые в Афинах во временя Оттона в неоклассическом стиле.

Инвестиционная программа Оттона была очень амбициозной и финансировалась зарубежными греками и его отцом Людвигом I в качестве гаранта. Многие проекты основывались на долгосрочном планировании и дали успешные результаты только спустя десятилетия, особенно в сфере образования, при этом основной опорой был тогдашний Оттонский университет, основанный в 1837 году.

Страны-поручители - Франция, Великобритания и Россия - участвовали в предоставлении Греции кредита в размере 60 миллионов франков. К 1840 г. впервые удалось представить сбалансированный бюджет и приступить к погашению накопленного долга. ¾ долга в итоге была со временем выплачены. Но в государственном бюджете годами царил дефицит, а страна была на гране банкротства из-за сложностей с погашением внешних кредитов.

***

Но не только эти причины привели Грецию к революции 1843 года. Хотя король Оттон I пытался действовать как абсолютный монарх после увольнения своих регентов, он не был ни достаточно безжалостным, чтобы его боялись, ни достаточно сострадательным, чтобы его любили, ни достаточно компетентным, чтобы его уважали.

Но король пытался действовать. В частности, Оттон старался сбалансировать власть между разнообразными политическими группами, надеясь создать и прокоролевскую партию. Но разлад в государственное управление вносили советники и представители так называемых союзных партий в Греции, создавая запутанную политическую атмосферу в стране.

Недовольство народа политикой Оттона и интересами великих держав в итоге вылилось в требование принятия конституции. В частности, английская партия считала, что парламентаризм лучше послужит ее интересам в Греции, выражая недовольство политикой Оттона. Французская партия не поддерживала Оттона, не хотя выступать против предоставления конституционных свобод народу Греции. Наконец, Россия также стала надеяться на изменения, в соответствии с которыми Оттон был бы вынужден отречься от престола в пользу другого монархом.

Опять же финансовые обязательства Греции были рычагом давления на страну. К примеру, Россия потребовала немедленной выплаты процентов по первым платежам 1833 г. и возврата авансов по одному из взносов. К такой позиции склонялись и другие страны накануне революции.

В 1843 г. кредитование Греции уменьшилось, и это вызвало недовольство в государственной администрации и среди граждан. В итоге к сороковым годам король вынужден был резко урезать государственный бюджет на уже начатые инвестиционные проекты, повысив налоги в стране уже не первый год терзаемой повальной бедностью.

***

Зародившееся революционное движение достигло кульминации 3 сентября 1843 года. Как только баварские войска были выведены из королевства, в Греции вспыхнуло народное восстание. Военные во главе с полковником Димитриосом Каллергисом и бывшим председателем Афинского городского совета, генералом Иоаннисом Макрияннисом, собрались на Дворцовой площади.

Вверху - Каллергис и революция 1843 г.  Внизу - Макрияннис.
Вверху - Каллергис и революция 1843 г. Внизу - Макрияннис.

К собравшимся присоединилась большая часть населения маленького городка Афины. Толпа отказывалась расходиться, пока король не согласился предоставить народу конституцию. Отныне в государственный совет должны были входить греки, объявлялось о созыве постоянное национального собрания. Практически без какой-либо военной поддержки, королю Оттону не оставалось ничего другого, кроме как согласиться с требованиями восставших вопреки возражениям своей упрямой королевы Амалии.

Как и требовал народ, Дворцовая площадь была переименована в Площадь конституции (она же Площадь Синтагма). Новое правительство попросило короля не только об амнистии восставших, но и о награждении руководителей восстания медалями революции. Король сначала не соглашался, но в конце концов на него оказали давление. Оттон уступил, тем самым был принят народом и армией в качестве монарха.

II. От конституционной монархии до революции 1862 года.

Перед правительством нового премьер-министра Андреаса Метаксаса была поставлена ​​задача созвать Национальное собрание для подготовки голосования по Конституции и проведения выборов. В марте 1844 года было решено сохранить монархию во главе с Оттоном, но с конституционными ограничениями власти короля.

Этот компромиссный вариант был предпочтителен и тем державам, которые не принимали активного участия в революционных волнениях, теперь играя роль посредника между королем и новым правительством. В те дни лишь Россия была против принятия конституции.

Однако для Оттона на первый взгляд все складывалось приемлемо. При новых порядках позиция короля по сути снова стала доминирующей, поскольку Национальное собрание продолжало рассматривать монарха как представителя власти, утверждающего те или иные решения. Король разделил с палатой представителей и сенатом, членов которых он назначал, законодательную власть.

Конечно, теперь во власти оказались и партия греков, которая со сложностью выстраивала политические отношения с французской, английской партией и русской партиями. Но Оттон остался верховным правителем государства. Он утверждал законы, присваивал воинские звания, назначал и увольнял государственных служащих.

Портреты монархов. Изображение революции 1843 г.
Портреты монархов. Изображение революции 1843 г.

***

С принятием конституции православие было признано основной религией в Греции, в то время как любая другая религия не запрещалась. Греческая церковь поддерживала связь с константинопольским патриархатом, но являлась по-прежнему самоуправляемой и независимой от какой-либо другой церкви.

Что касается вопроса о престолонаследии, то для короля Оттона вопрос был очень важный. Конституция предусматривала, что каждый будущий наследник греческого престола должен быть православным по вероисповеданию. Интересно, что брак короля Оттона и королевы Амалии уже тогда вызывал претензии в обществе. Они поженились на севере Германии 10 ноября 1836 года. 24-летний католик выбрал в себе в супруги 19-летнюю протестантку. Отныне оба они стали монархами во главе православного государства. О свадьбе узнали постфактум как в Греции, так и во Франции, Великобритании, России, что вызвало тогда некоторое недовольство.

Королева оказалась страстной любительницей верховой езды, не менее страстно стараясь заниматься политическими делами. Королевская чета не собиралась переходить в православие, но увлеченно, охотно позировала на картинах в национальных греческих костюмах, в целом поддерживая культ национальных традиций с опорой на прошлое Древней Греции.

К 1843 году Оттон и Амалия уже достаточно жили в браке, но наследника все не было. На тот момент они еще не отчаивались, но прежде всего для Амалии эти годы уже проходили под присмотром лечащих врачей. Уровень развития гинекологии тогда оставлял желать лучшего, равно как и методы лечения королевы. О возможности мужского бесплодия особенно не озадачивались. Амалия писала:

«…Я благодарю Бога за то, что он дал мне светлый разум. Но насколько было бы прекраснее, если бы небеса подарили мне еще и радость материнства. Я люблю своего мужа, страна доверила ему заботиться о ней. Боже мой, дай мне маленького мальчика, который подарит нам счастье».

Но, мальчика все не было. Современные специалисты предполагают, что Амалия страдала синдромом Майера-Рокитанского-Кастера-Хаузера, что в те времена означало невозможность забеременеть. Таким образом, год за годом вопрос престолонаследия не решался, что вызывало раздражение в греческом обществе, направленное прежде всего в сторону королевы.

Король и королева в обществе министров, в православном соборе в Афинах.
Король и королева в обществе министров, в православном соборе в Афинах.

***

С момента революции 1843 года королю Оттону судьба уготовила еще долгих девятнадцать лет правления Грецией. С переменным успехом страна по-прежнему балансировала между великими державами XIX века, стараясь с помощью займов продолжать те или иные начинания. Периодически возникали те или иные трудности.

К примеру, возникла большая напряженность в вопросе о коренных и некоренных греках, поскольку ранее было установлено, что к государственным профессиям допускаются только граждане Греции. Вставал вопрос натурализации. Греки, прибывшие из близлежащий порабощенных земель, сталкивались с трудностями. Это вызвало недовольство.

Недовольство все больше вызывал и сенат. Многим казалось, что сенат стал местом для концентрации идей аристократов, учреждением сомнительным. Так как король сам назначал сенаторов, причем пожизненно, они были верны ему, оказывая давление на работу избранных депутатов. Что же до новых политиков-греков, то те невнятно присоединялись к французским, русским или английским партиям в зависимости от того, какой из великих держав они больше симпатизировали в тот или иной момент, не забывая о своих политических амбициях.

***

Попытки молодого греческого королевства сказать свое слово в международных отношениях также сложно назвать успешными. Когда Греция попыталась аннексировать Крит в 1841 году, британский флот не позволил этого сделать, заблокировал афинский порт Пирей. Престиж и власть короля, основанные в значительной степени на поддержке объединенных великих держав, пострадали в результате аналогичного инцидента 1850 года. Тогда министр иностранных дел Великобритании Пальмерстон вновь направил британский флот для блокады порта Пирей, где находились военные корабли греков.

В споре между Великобританией и Россией о влиянии в Восточном Средиземноморье позиция короля Оттона была сложной. Большинство населения Греции требовало от короля проведения более динамичной политики, что, однако, было трудно осуществить в силу обстоятельств того времени.

Еще одна ошибка произошла, когда Оттон задумал вступить в Крымскую войну на стороне России против Турции, Великобритании и Франции в 1853 году. Возможно, пытаясь умилостивить греческий народ, который во многом был под влиянием так называемой “Великой идеи”. Эта идея была ирредентистской концепцией, суть которой заключалась в возрождении христианской Византийской империи со столицей в Константинополе. Тогда Греция активно выступила за поддержку революций в Македонии, Эпире и Фессалии.

Оттон и Амалия. Виды Афин и порта Пирей.
Оттон и Амалия. Виды Афин и порта Пирей.

Но военная авантюра для короля не только не увенчались успехом, но и привела к возобновлению активного вмешательства двух великих держав в политику Греции, и новой блокаде афинского порта, что в итоге вынудило короля и правительство занять нейтралитет в конфликте. Неспособность короля противостоять такому иностранному вмешательству ослабила его положение в стране.

После Крымской войны лидеры трех партий несколько отошли от политической жизни, и начался новый период, в котором началась трансформация современного греческого общества с усилением буржуазии. Кроме того, либеральный дух, царивший в Италии, вдохновлял греков, которые считали, что итальянцы после победы над Австрией приступят к освобождению христианского населения Востока.

Греки ожидали от Оттона активных действий. Король же не спешил с помощью Италии и был обвинен в проавстрийских настроениях.

***

Ситуация стала накаляться. Пресса открыто выступила против короля, а в парламенте укрепилась оппозиционная фракция. Оттон приказал заново сформировать правительство премьера-министра Мяулиса, которое провело выборы в 1859 году и победило.

После взятия контроля над депутатами и беспорядками в стране, Оттон окончательно распустил парламент и провел выборы в 1861 году, на которых король совместно со своим правительством использовали все средства, чтобы доминировать числом.

Тогда же произошло неудачное покушение на королеву Амалию. А вскоре борьба с правительством Оттона обострилась. Король призвал оппозицию сформировать новое правительство. Но оппозиция на этот раз выдвинула требования Оттону: строго соблюдать конституцию, исключительно премьер-министру доверить назначение министров, внести изменения в состав сената, создать национальную гвардию, обеспечить свободу прессы и провести свободные и честные выборы.

Хотя король сначала согласился, но вскоре он изменил своему решению, снова назначив премьер-министром Афанасия Маулиса. Это действие короля стало поводом для начала революционного движения в стране.

Первые революционные волнения случились в Нафплионе. В 1862 г. революционеры свергли местную администрацию, выдвинув требования. Правительственные войска осадили город. Оттон готов был предоставить частичную амнистию повстанцам при условии, что главари покинут территорию Греции. Революционные движения охватили и Сирос. Оттон послал и туда военный корабль «Амалия» с боеспособной военной силой, подавив силы повстанцев. Он даровал амнистию всем тем, кто принимал участие в революции, за исключением их предводителей.

Оттон тем временем сменил премьер-министра, но в государстве не утихали антикоролевские демонстрации. В этих обстоятельствах королевская чета сочла целесообразным совершить поездку по провинциям, чтобы восстановить свою популярность. В то время как в провинциях приемы монархов казались вполне восторженными, тем временем революционные волнения добрались до Афин.

Это был конец власти Оттона. Королевской чете посоветовали немедленно покинуть государство. Оттон и Амалия так и поступили. 23 октября 1862 года на английском военном корабле «Сцилла» первый король Греции спустя тридцать лет правления навсегда покидал страну.

Фотографии Оттона. Монета с изображением короля. Молодой Оттон на конной прогулке. Печать Оттона. Последнее обращение к подданым.
Фотографии Оттона. Монета с изображением короля. Молодой Оттон на конной прогулке. Печать Оттона. Последнее обращение к подданым.

III "Моя милая Греция…”

Оттон и Амалия добрались до Мюнхена, а затем отправились в Бамберг, город на севере Баварии. Тем временем греческий престол был отдан датскому принцу Кристиану Вильгельму Фердинанду Адольфу Георгу, который был провозглашен королем Георгом I. Оттон же формально до конца своих дней не отрекся от престола.

Пара продолжала жить вместе в Бамберге даже после выселения из Греции. По два часа в день, с 6 до 8, бывшие монархи говорили по-гречески и вспоминали времена, когда правили страной. Ведь в Греции прошли самые яркие годы их жизни.

Оттон I умер 26 июля 1867 года в Бамберге. За несколько дней до этого он посетил деревню под Бамбергом, где разразилась эпидемия кори. Когда он вернулся домой, то занемог. Сначала врачи подумали, что у Оттона корь, но в конце концов было установлено, что причиной ухудшения состояния была стрептококковая инфекция.

Говорят, что до конца своей жизни он вспоминал о своем правлении в Греции, и слова, которые он повторял в свои последние минуты, были:

«Моя Греция, моя Греция, моя милая Греция ...».

Оттона также в последние часы жизни беспокоили проблемы Греции:

«…давайте поддержим короля Георга, чтобы Крит не был потерян».

Когда ситуация ухудшилась, он попросил, чтобы его одели в греческий костюм. Незадолго до его смерти католический священник зачитал завещание бывшего короля. Оттон произнес по-гречески «Отче наш» и испустил дух. Первый король Греции был похоронен согласно его воле в греческой “юбке” фустанелле в фамильной усыпальнице баварской династии в Мюнхене.

Фотографии Оттона. Король и королева в изгнании. Внизу - бегство короля из Греции. Могила Оттона I.
Фотографии Оттона. Король и королева в изгнании. Внизу - бегство короля из Греции. Могила Оттона I.

Смерть Оттона в возрасте 52 лет в 1867 году потрясла его жену Амалию. Она умерла восемь лет спустя, прося, чтобы её похоронили рядом с мужем, но баварская семья сначала отказывала в просьбе, ссылаясь на нехватку места в склепе. И все же просьба Амалии была удовлетворена после ее смерти.

***

Оттон I оставил двоякое впечатление. Первый король Греции когда-то в молодости оказался во главе сложной страны, только что сбросившей османское иго и пытавшейся встать на ноги. Во время своего правления король действительно много работал для развития страны.

Но, по мнению ряда историков, ему не хватало дипломатического таланта и политического ума, которые позволили бы ему успешно управлять внутренними делами. Не улыбнулась королю и счастье стать отцом наследника греческого престола.

Но в любом случае достоверно известно, что Оттон I очень любил Грецию. Как предпочитали, справедливо ли, или нет, уточнять некоторые современники короля, Оттон «любил Грецию, но не греков».

__________

Таже читайте про утраченные и обретенные регалии короля Оттона I: