Найти тему

Последний сёрф-альбом The Beach Boys. Surfer Girl.

Итак, в прошлой части истории группы я рассказывал про главный сёрф-альбом в истории. Теперь перед группой стояла сложная задача - уйти красиво из сёрф-рока. И таким образом была начата работа над их третьим альбом получившим рабочее название «Surfer Girl».

The Beach Boys позируют для обложки «Surfer Girl»
The Beach Boys позируют для обложки «Surfer Girl»

Запись альбома предвещала перемены в творчестве для группы The Beach Boys. Во-первых в группу, по приглашению Брайана Уилсона, вернулся ритм-гитарист Алан Джардин. После записи первого сингла, он решил покинуть коллектив и сосредоточится на учебе в колледже. Впрочем, растущий успех коллектива, похоже, заставил Алана пересмотреть приоритеты. Впрочем, его приглашение в группу было связано не только с нуждой в нём для музыки коллектива. Из-за того, что Дэвид Маркс был подростком (в 1963 году ему было всего 14), он не мог учавствовать в постоянных гастролях группы. Поэтому на концертах на ритм-гитаре играл в основном Джардин, в то время как на записях он играл на бас-гитаре, позволив Брайану сосредоточится на клавишных, как основном инструменте.

Концерт группы The Beach Boys в 1963 году с Аланом Джардином в концертном составе (второй слева).
Концерт группы The Beach Boys в 1963 году с Аланом Джардином в концертном составе (второй слева).

Ещё одним новшеством записи нового альбома стали сессионные музыканты. Да не какие-то там из подворотен, а играющие у известного продюсера того времени - Фила Спектора. Нужно отметить, особое влияние этого продюсера на лидера группы Брайана Уилсона. Единожды услышав песню «Be My Baby» по радио своего автомобиля, Уилсон съехал с дороги, чтобы проанализировать песню. Удивила Брайана, не только сама песня, но и подход Спектора к производству. Дело в том, что он использовал такой метод производства музыки, что получил название «стена звука». Этот метод характеризовался наложением дорожек инструментов по несколько раз. В итоге получался объёмный и агрессивный звук. Этот метод будет применен Уилсоном в последующих альбомах группы.

В общем, состав участников записи пополнился сессионщиками. Это в целом негативно сказалось на репутации коллектива в кругах профессиональных музыкантов. Люди начали думать, что группа не может сыграть собственные композиции. Добавьте сюда ещё и скандал с Чаком Берри и получается «группа не только не умеет играть на инструментах, но ещё и придумать себе ничего не может».

Конечно же правда была несколько прозаичнее. Усложняющиеся аранжировки Уилсона написанные не только для гитар и барабанов, но и для различных струнных и других экстраординарных для рок музыки инструментов, просто не могли были быть исполнены товарищами по группе. Добавить сюда перфекционизм Уилсона, относительно качества записей и получим общую картину ситуации. В подтверждение этого, достаточно посмотреть любое живое выступление группы тех лет.

И вот в июле 1963 года выходит сингл с нового альбома «Surfer Girl/Little Deuce Coupe». Первая занимает 7 строчку в журнала Биллборд, в то время как вторая занимает 15 позицию в этом же журнале. Обе мгновенно входят в концертный сет-лист группы, так как пользуются огромным спросом. Вторая песня, к слову, не смотря на лишь 15 место в чарте, пользуется гораздо большим спросом. Она стала культовой в США и до сих пор считается одной из самых лучших песен написанных об автомобилях. Однако, на альбоме есть не мало прекрасных вещей, что не стали синглами. Думаю пришло время перейти к разбору содержания альбома.

Обзор содержания альбома.

  • Surfer Girl (Брайан Уилсон)

Итак, вновь песня о сёрфинге давшая название всему альбому. Написана единолично Брайаном Уилсоном о его первых серьёзных отношениях. В песне прекрасно всё. Музыка звучит настолько ненавязчиво, что кажется, будто это действительно волны океана, а не звуки электрогитар. Бридж после двух куплетов звучит как-будто из другой песни. Вокальные гармонии, что создаются голосами членов группы в этой песне особенно впечатляют. Без лишних вопросов ставлю 5/5 этой классике.

  • Catch A Wave (Б. Уилсон, Майк Лав)

Довольно энергичная вещь написанная Уилсоном-Лавом. Ведущий вокал здесь исполняет Лав, переходящий на бас, а также Брайан поющий фальцетом. Мотив песни приятен, но несколько скучен, что ощутиться после нескольких прослушиваний. Приятная мелодия и заедающий припев делают эту песню пусть не шедевром, но достойным среднячком на альбоме. 3/5.

  • Surfer Moon (Б. Уилсон).

А вот и песня на которой задействованы сторонние музыканты. Здесь Уилсон решил поэкспериментировать со звучанием использовав струнные инструменты. Тут ему и понадобились сессионные музыканты. К слову эту песню можно рассматривать как некоторый пролог к сольной карьере Брайана, так как тут он не только числится как композитор и аранжировщик, но ещё и поёт, минимально задействуя остальную группу. Впрочем, эту мысль про сольную карьеру я продолжу на обзоре другой песне этого альбома. Пока же приятно и причудливо звучащая «Surfer Moon» получает от меня 4/5.

  • Souls Bar Surfer (Б. Уилсон, Карл Уилсон, Алан Джардин)

Первая композиция Джардина на дисках Beach Boys. Основной расчет похоже был сделан на ударные, что однако не сильно влечет к этому треку. Впрочем, вещь хоть и скучная, но всё ещё неплохая. Однако от Брайана Уилсона всё таки ждёшь чего-то подобного первым трем композициям с альбома, а не мутно звучащего сёрф-трека. От меня 2,5/5.

  • Rocking Surfer (Кавер-версия)

Признаться, после прослушивания более чем трёх сёрф-инструменталов кажется, что эта музыка становится хуже и хуже с каждым прослушиванием. Скучный сёрф надоел и самим участникам коллектива. В общем эта композиция если не худшая с альбома, то как минимум звучащая невзрачно. 1/5.

  • Little Deuce Coupe (Б. Уилсон, Роджер Кристиан)

И вот спасательный круг для альбома. Сторона B сингле с этого альбома, песня про любовь к автомобилям. Удивительно, но это песня подарит название следующему альбому группы, а также будет поддерживать популярность группы, когда она перестанет выпускать новый материал. Стоил ли мне говорить про замечательный вокал Майка Лава и остальных членов группы, а также почти идеальное музыкальное сопровождение, имитирующее звуки автомобилей? Я думаю, что нет. Достаточно один раз прослушать эту песню чтобы всё встало на места. Конечно же, эта песня получает заслуженные 5/5.

  • In My Room (Б. Уилсон, Гэри Ашер)

После успеха предыдущего альбома кажется, что сотрудничество Ашера-Уилсона было полностью забыто. Однако, вот выходит новая песня написанная дуэтом. И она прекрасна! В начале песни звучит арфа сестры Майка Лава, после чего внимание слушателя перехватывает вокал Брайана и группы. И не отпускает до конца песни. Наравне с «Surfer Girl» и «Little Deuce Coupe» эта песня - бриллиант альбома. 5/5 без лишних вопросов.

  • Hawaii (Б. Уилсон, М. Лав)

Ещё одна приятная песня с альбома. Не такая как лучшие работы с альбома, но всё ещё великолепна. Поет снова Лав, в то время как припев исполняет Брайан. Что ж, эта песня звучит динамичнее «Catch A Wave»и веселее чем «Rocking Surfer». Думаю, можно поставить 3,5/5.

  • Surfers Rool (Б. Уилсон, М. Лав)

А вот пожалуй типичный наполнитель на альбоме. Сказать про него особо нечего, кроме как похвалить Майка и Брайана за их вокальный вклад в очередной раз. Хотя в песне есть кое-что особенное. В тексте упоминается группа Four Seasons, что в то время была достаточно серьезным конкурентом Beach Boys. Упоминается, естественно, колко. В остальном лучше прослушать другие работы на альбома. 2,5/5.

  • Our Car Club (Б. Уилсон, М. Лав)

И когда потерялась надежда услышать очередной шедевр от Лава-Уилсона на альбоме на передний план выходит «Our Car Club». Невероятная вещь, снова задействующая сессионных музыкантов. Здесь уже отметились ударные в исполнение Хела Блейна и саксофон. Играют и другие участники группы, по традиции исполняя и бэк-вокал. Пожалуй самый приятный сюрприз за весь альбом. От меня 5/5 за бодрящую мелодию и наконец-то «звучание с огоньком».

  • Your Summer Dream (Б. Уилсон, Боб Нюрнберг)

И ещё один бриллиант с альбома. Помните, я уже говорил, что на этом альбоме Уилсон наметил себе вектор для сольной карьеры. И вот наконец продолжение этого вектора. Акустическая «Your Summer Dream» поражает двумя вещами. Простой звучания и вокалом Брайана. Другие участник группы не спели ни ноты на этом шедевре и это всё равно звучит замечательно. И даже если отбросить простоту звучания эта песня заслуживает похвалы за мечтательную лирику, что заставляет слушателя задуматься о море, песке и пляже. Не это ли прекрасно? 5/5 - однозначно.

  • Boogie Woogie (Кавер-версия)

И после двух потерянных во времени шедевров на альбоме идём третий… ах если бы. Очередной инструментах. На этот раз это уже не гитары и веселое пианино Уилсона, стремящееся завершить альбом на высокой ноте. И этой композиции это не удаётся. Увы. 2,5/5 за в целом приличное звучание.

От сёрфинга к автомобилям.

Альбом «Surfer Girl» стал переломным моментом в дискографии группы. Доски для сёрфинга сменили гонки на автомобилях и мотоциклах.
Альбом «Surfer Girl» стал переломным моментом в дискографии группы. Доски для сёрфинга сменили гонки на автомобилях и мотоциклах.

Получилась на самом деле, очень странная картина. На альбоме ровно 5 шедевров, которые я рекомендую для прослушивания каждому меломану, что равно их количеству на двух предыдущих альбомах. Однако, здесь же обнаруживаются слабенькие композиции на заслуживающие находиться в репертуаре группы. Впрочем, это не помешало альбому подниматься в десятку родных чартов и продать 500 000 копий, став вторым золотым альбомом группы подряд.

По тем временам, такой успех был невероятен не только в Америке, но и во всём мире. Напомню, что группа Beatles, пока ещё не вышла даже на рамки национальной популярности, а The Beach Boys, распространяют свои альбомы в невероятных количествах.

После 1963 года Брайан Уилсон стал одним из самых влиятельных музыкантов и продюсеров США.
После 1963 года Брайан Уилсон стал одним из самых влиятельных музыкантов и продюсеров США.

Беспрецедентным в то время и стало самопродюсирование группы в лице её лидера Брайана Уилсона, что с этого альбома официально числился в продюсерах записи. Всё больше Брайан конфликтовал со своим отцом - Мюрреем Уилсоном, старавшимся сохранить контроль в студии. Их конфликты стали настолько частями, что выходили за рамки оскорблений и заканчивались драками между отцом и сыном.

К тому же росла и зависимость Брайана от наркотиков. В то время, как остальные члены группы относились к ним с предосторожностью Брайан вместе со своим братом Деннисом начали пробовать различные виды наркотических веществ. Пока об этом мало кто знает, даже в ближайшем окружение группы, однако уже сейчас понятно, что это не приведёт ни к чему хорошему.

Впрочем, сейчас группа занята записью третьего за год студийного альбома, что станет одним из самых успешных в дискографии группы. Об этом я расскажу в следующем выпуске истории альбомов этой замечательной группы.

Предыдущая часть:

История создания лучшего сёрф-альбома. Surfin’ USA

Следующая часть:

Самый автомобильный альбом в истории музыки. Little Deuce Coupe