Итак, в прошлой части истории группы я рассказывал про главный сёрф-альбом в истории. Теперь перед группой стояла сложная задача - уйти красиво из сёрф-рока. И таким образом была начата работа над их третьим альбом получившим рабочее название «Surfer Girl».
Запись альбома предвещала перемены в творчестве для группы The Beach Boys. Во-первых в группу, по приглашению Брайана Уилсона, вернулся ритм-гитарист Алан Джардин. После записи первого сингла, он решил покинуть коллектив и сосредоточится на учебе в колледже. Впрочем, растущий успех коллектива, похоже, заставил Алана пересмотреть приоритеты. Впрочем, его приглашение в группу было связано не только с нуждой в нём для музыки коллектива. Из-за того, что Дэвид Маркс был подростком (в 1963 году ему было всего 14), он не мог учавствовать в постоянных гастролях группы. Поэтому на концертах на ритм-гитаре играл в основном Джардин, в то время как на записях он играл на бас-гитаре, позволив Брайану сосредоточится на клавишных, как основном инструменте.
Ещё одним новшеством записи нового альбома стали сессионные музыканты. Да не какие-то там из подворотен, а играющие у известного продюсера того времени - Фила Спектора. Нужно отметить, особое влияние этого продюсера на лидера группы Брайана Уилсона. Единожды услышав песню «Be My Baby» по радио своего автомобиля, Уилсон съехал с дороги, чтобы проанализировать песню. Удивила Брайана, не только сама песня, но и подход Спектора к производству. Дело в том, что он использовал такой метод производства музыки, что получил название «стена звука». Этот метод характеризовался наложением дорожек инструментов по несколько раз. В итоге получался объёмный и агрессивный звук. Этот метод будет применен Уилсоном в последующих альбомах группы.
В общем, состав участников записи пополнился сессионщиками. Это в целом негативно сказалось на репутации коллектива в кругах профессиональных музыкантов. Люди начали думать, что группа не может сыграть собственные композиции. Добавьте сюда ещё и скандал с Чаком Берри и получается «группа не только не умеет играть на инструментах, но ещё и придумать себе ничего не может».
Конечно же правда была несколько прозаичнее. Усложняющиеся аранжировки Уилсона написанные не только для гитар и барабанов, но и для различных струнных и других экстраординарных для рок музыки инструментов, просто не могли были быть исполнены товарищами по группе. Добавить сюда перфекционизм Уилсона, относительно качества записей и получим общую картину ситуации. В подтверждение этого, достаточно посмотреть любое живое выступление группы тех лет.
И вот в июле 1963 года выходит сингл с нового альбома «Surfer Girl/Little Deuce Coupe». Первая занимает 7 строчку в журнала Биллборд, в то время как вторая занимает 15 позицию в этом же журнале. Обе мгновенно входят в концертный сет-лист группы, так как пользуются огромным спросом. Вторая песня, к слову, не смотря на лишь 15 место в чарте, пользуется гораздо большим спросом. Она стала культовой в США и до сих пор считается одной из самых лучших песен написанных об автомобилях. Однако, на альбоме есть не мало прекрасных вещей, что не стали синглами. Думаю пришло время перейти к разбору содержания альбома.
Обзор содержания альбома.
- Surfer Girl (Брайан Уилсон)
Итак, вновь песня о сёрфинге давшая название всему альбому. Написана единолично Брайаном Уилсоном о его первых серьёзных отношениях. В песне прекрасно всё. Музыка звучит настолько ненавязчиво, что кажется, будто это действительно волны океана, а не звуки электрогитар. Бридж после двух куплетов звучит как-будто из другой песни. Вокальные гармонии, что создаются голосами членов группы в этой песне особенно впечатляют. Без лишних вопросов ставлю 5/5 этой классике.
- Catch A Wave (Б. Уилсон, Майк Лав)
Довольно энергичная вещь написанная Уилсоном-Лавом. Ведущий вокал здесь исполняет Лав, переходящий на бас, а также Брайан поющий фальцетом. Мотив песни приятен, но несколько скучен, что ощутиться после нескольких прослушиваний. Приятная мелодия и заедающий припев делают эту песню пусть не шедевром, но достойным среднячком на альбоме. 3/5.
- Surfer Moon (Б. Уилсон).
А вот и песня на которой задействованы сторонние музыканты. Здесь Уилсон решил поэкспериментировать со звучанием использовав струнные инструменты. Тут ему и понадобились сессионные музыканты. К слову эту песню можно рассматривать как некоторый пролог к сольной карьере Брайана, так как тут он не только числится как композитор и аранжировщик, но ещё и поёт, минимально задействуя остальную группу. Впрочем, эту мысль про сольную карьеру я продолжу на обзоре другой песне этого альбома. Пока же приятно и причудливо звучащая «Surfer Moon» получает от меня 4/5.
- Souls Bar Surfer (Б. Уилсон, Карл Уилсон, Алан Джардин)
Первая композиция Джардина на дисках Beach Boys. Основной расчет похоже был сделан на ударные, что однако не сильно влечет к этому треку. Впрочем, вещь хоть и скучная, но всё ещё неплохая. Однако от Брайана Уилсона всё таки ждёшь чего-то подобного первым трем композициям с альбома, а не мутно звучащего сёрф-трека. От меня 2,5/5.
- Rocking Surfer (Кавер-версия)
Признаться, после прослушивания более чем трёх сёрф-инструменталов кажется, что эта музыка становится хуже и хуже с каждым прослушиванием. Скучный сёрф надоел и самим участникам коллектива. В общем эта композиция если не худшая с альбома, то как минимум звучащая невзрачно. 1/5.
- Little Deuce Coupe (Б. Уилсон, Роджер Кристиан)
И вот спасательный круг для альбома. Сторона B сингле с этого альбома, песня про любовь к автомобилям. Удивительно, но это песня подарит название следующему альбому группы, а также будет поддерживать популярность группы, когда она перестанет выпускать новый материал. Стоил ли мне говорить про замечательный вокал Майка Лава и остальных членов группы, а также почти идеальное музыкальное сопровождение, имитирующее звуки автомобилей? Я думаю, что нет. Достаточно один раз прослушать эту песню чтобы всё встало на места. Конечно же, эта песня получает заслуженные 5/5.
- In My Room (Б. Уилсон, Гэри Ашер)
После успеха предыдущего альбома кажется, что сотрудничество Ашера-Уилсона было полностью забыто. Однако, вот выходит новая песня написанная дуэтом. И она прекрасна! В начале песни звучит арфа сестры Майка Лава, после чего внимание слушателя перехватывает вокал Брайана и группы. И не отпускает до конца песни. Наравне с «Surfer Girl» и «Little Deuce Coupe» эта песня - бриллиант альбома. 5/5 без лишних вопросов.
- Hawaii (Б. Уилсон, М. Лав)
Ещё одна приятная песня с альбома. Не такая как лучшие работы с альбома, но всё ещё великолепна. Поет снова Лав, в то время как припев исполняет Брайан. Что ж, эта песня звучит динамичнее «Catch A Wave»и веселее чем «Rocking Surfer». Думаю, можно поставить 3,5/5.
- Surfers Rool (Б. Уилсон, М. Лав)
А вот пожалуй типичный наполнитель на альбоме. Сказать про него особо нечего, кроме как похвалить Майка и Брайана за их вокальный вклад в очередной раз. Хотя в песне есть кое-что особенное. В тексте упоминается группа Four Seasons, что в то время была достаточно серьезным конкурентом Beach Boys. Упоминается, естественно, колко. В остальном лучше прослушать другие работы на альбома. 2,5/5.
- Our Car Club (Б. Уилсон, М. Лав)
И когда потерялась надежда услышать очередной шедевр от Лава-Уилсона на альбоме на передний план выходит «Our Car Club». Невероятная вещь, снова задействующая сессионных музыкантов. Здесь уже отметились ударные в исполнение Хела Блейна и саксофон. Играют и другие участники группы, по традиции исполняя и бэк-вокал. Пожалуй самый приятный сюрприз за весь альбом. От меня 5/5 за бодрящую мелодию и наконец-то «звучание с огоньком».
- Your Summer Dream (Б. Уилсон, Боб Нюрнберг)
И ещё один бриллиант с альбома. Помните, я уже говорил, что на этом альбоме Уилсон наметил себе вектор для сольной карьеры. И вот наконец продолжение этого вектора. Акустическая «Your Summer Dream» поражает двумя вещами. Простой звучания и вокалом Брайана. Другие участник группы не спели ни ноты на этом шедевре и это всё равно звучит замечательно. И даже если отбросить простоту звучания эта песня заслуживает похвалы за мечтательную лирику, что заставляет слушателя задуматься о море, песке и пляже. Не это ли прекрасно? 5/5 - однозначно.
- Boogie Woogie (Кавер-версия)
И после двух потерянных во времени шедевров на альбоме идём третий… ах если бы. Очередной инструментах. На этот раз это уже не гитары и веселое пианино Уилсона, стремящееся завершить альбом на высокой ноте. И этой композиции это не удаётся. Увы. 2,5/5 за в целом приличное звучание.
От сёрфинга к автомобилям.
Получилась на самом деле, очень странная картина. На альбоме ровно 5 шедевров, которые я рекомендую для прослушивания каждому меломану, что равно их количеству на двух предыдущих альбомах. Однако, здесь же обнаруживаются слабенькие композиции на заслуживающие находиться в репертуаре группы. Впрочем, это не помешало альбому подниматься в десятку родных чартов и продать 500 000 копий, став вторым золотым альбомом группы подряд.
По тем временам, такой успех был невероятен не только в Америке, но и во всём мире. Напомню, что группа Beatles, пока ещё не вышла даже на рамки национальной популярности, а The Beach Boys, распространяют свои альбомы в невероятных количествах.
Беспрецедентным в то время и стало самопродюсирование группы в лице её лидера Брайана Уилсона, что с этого альбома официально числился в продюсерах записи. Всё больше Брайан конфликтовал со своим отцом - Мюрреем Уилсоном, старавшимся сохранить контроль в студии. Их конфликты стали настолько частями, что выходили за рамки оскорблений и заканчивались драками между отцом и сыном.
К тому же росла и зависимость Брайана от наркотиков. В то время, как остальные члены группы относились к ним с предосторожностью Брайан вместе со своим братом Деннисом начали пробовать различные виды наркотических веществ. Пока об этом мало кто знает, даже в ближайшем окружение группы, однако уже сейчас понятно, что это не приведёт ни к чему хорошему.
Впрочем, сейчас группа занята записью третьего за год студийного альбома, что станет одним из самых успешных в дискографии группы. Об этом я расскажу в следующем выпуске истории альбомов этой замечательной группы.
Предыдущая часть:
История создания лучшего сёрф-альбома. Surfin’ USA
Следующая часть:
Самый автомобильный альбом в истории музыки. Little Deuce Coupe