Рациональное и буквальное понимание всемогущества Божия приводит к проблеме теодицеи. Почему Бог допускает зло, почему страдают невинные и пр. В ответ на эти претензии буквалисты (назовем их условно так) дают такие ответы, которые проблему теодицеи не решают, а наоборот усугубляют.
Первый вариант ответа буквалистов на проблему теодицеи: это нужно для блага, Бог понимает, что это полезно, мы не видим всей картины, Бог смотрит шире. Если педофил насилует ребенка, то этот педофил на самом деле действует по воле Божьей, воплощая Божественный замысел о несчастном ребенке, который на самом деле должен быть очень счастлив, так как переживает на себе благой промысел. Главным автором концлагерей и войн, в которых мучительно гибнут миллионы людей, оказывается являются не тираны и тоталитарные режимы, а главный Промыслитель - Господь, Который, как я прочитал у одного верующего, постоянно нас ставит в самые лучшие обстоятельства для нашего спасения.
Более мягкий вариант говорит о том, что Бог, конечно же ничего не устраивает, авторы злые люди, но Бог попускает происходить всякому злу. Это еще одна попытка примирить всемогущество Божие с происходящим злом. Но на сколько «бог-попуститель» лучше «бога-садиста и тирана» - большой вопрос. Если Бог действительно таков, то любой порядочный человек просто обязан стать богоборцем и посвятить всю свою жизнь борьбе с таким богом.
В такой парадигме и Христос выступает эдаким супергероем со сверхспособностями, которые он просто скрывает, так как по плану нужно попасть на крест. Да, Христос может одной мыслью распылить на наночастицы всех людей на планете, превратить всех в лягушек, парализовать или хотя бы сделаться невидимым, телепортироваться и пр., но план другой. Проблема тут в том, что если Христос действительно супергерой, просто скрывающий свою суперсилу, то нам тогда вообще нет от Его воплощения, Смерти и Воскресения никакого толку. Это же только супергерои могут воскресать, а простым смертным разве такое возможно? Представить, что Христос действительно не мог сопротивляться, что Он действительно претерпел насилие, что это была не игра, буквалистскому сознанию очень трудно, почти невозможно.
Буквально пониманиющий всемогущество Божие считает, что Бог повреждает, или как-то способствует, или попускает повреждение двигателя самолета, который падает при приземлении. Мол, это Он как-то провоцирует рост раковых клеток у здорового человека, это Он покрывает льдом асфальт перед подъездом, на котором поскальзывается и ломает шейку бедра бабушка. Мол, случайностей не бывает, это все промысел Всемогущего Бога, будто Бог просто не может не контролировать все, что происходит.
Неверующие люди, деисты будут говорить о случае или о каких-то природных или антропогенных закономерностях. И кто же тут прав? Я думаю, что тут правы и те, и другие. Да, в мире есть случайности и различного рода закономерности. Да, Бог вмешивается в этот мир. Как же совместить эти подходы?
Дело в том, что Бог так устроил этот мир, что Он не может в него вмешиваться непосредственно. В этом плане есть своя правда у деистов: Бог действительно создал мир со своими законами и как бы удалился. Но удалился не совсем, все-равно от него исходит благодатная сила любви, которая дает жизнь и организацию всему сущему, которая является источником существования всей тварной реальности. Но на этом все. Дальше мир развивается и живет по тем законам, которые заложил Законодатель. И только один раз происходит Его радикальное вмешательство — творение человека. Того, в ком есть образом Божий, который теперь является агентом Божьего влияния в этом мире.
То есть, Бог может вмешиваться в нашу реальность только через человека. Бог может воздействовать на природные и антропогенные процессы, но только через человека и в сотрудничестве с человеком. Человек в этом смысле священник, то есть посредник между Богом и миром, тварной реальностью. Там, где человек не открывает Богу сердце, где человек не становится порталом Божьей благодати, Бог не может действовать. Там действует зло, бесы, природные факторы, слепой случай. Нет никакого промысла, замысла, попущения в изнасиловании и убийстве ребенка маньяком-педофилом. Есть действие зла, воплощенное в убийстве, есть действие злых духов, которые входят и овладевают сердцем человека. Бога там нет. Бог не попускает, наоборот, Бог хочет предотвратить, желает этого, Его Божественное сердце разрывается от боли, страдания и беспомощности. Я уже вижу летящие в меня камни буквалистов, схоластов, но, мне кажется, эти определения Богу, который отрывается во Христе, ближе, чем безмятежность, неизменность, приписываемые Ему школьным богословием.
Давно надо понять христианам, что в этом мире не на все воля Божья. Что мир, в котором на все воля Божья — Это Царство Небесное. Это пока что цель, а не данность. Именно поэтому в Господней молитве мы молимся: «Да будет воля Твоя». Если бы на все уже и так была воля Божья, то зачем мы об этом молимся?
Если мы возьмем Священное Писание, то увидим, что вмешательство Бога в этот мир всегда осуществляется только через людей, начиная с Авраама и заканчивая Христом. Бог творит чудеса и в Ветхом Завете, и в Новом, но через своих людей: верующих, пророков. В конце концов, чтобы явится в этот мир, Ему надо было стать человеком. Он не мог по-другому пребывать в нашем мире, это просто невозможно.
Божье могущество ограничено нашей верой. Наша вера, открытость Богу - вот граница Его действия. За пределами этих границ действует рок, судьба, случай. звезды, бесы и пр. Все что хотите, но не Бог. И миссия в этом случае - расширение пространства Божьего присутствия в этом мире. Поэтому Церковь не молится за некрещенных, так как Бог не может действовать в тех людях, которые Ему не открыты, которые Ему не верят. Понятно, что мы сейчас имеем в виду не формально, а осмысленно крещенных людей, практикующих христиан.
Поэтому нам нужно уходить от представлений о Боге как о некоем небесном программисте, который буквально проектирует реальность вокруг нас. Подобное мировоззрение очень приятно, потому что оно сильно облегчает жизнь, снимает с нас во многом ответственность, ведь “все по воле Божьей”. Будто я ничего ни в церкви, ни в обществе изменить не могу. Бог тут все контролирует до миллиметра. Мне только что остается? Ну, посещать службу и участвовать в таинствах, стараясь сильно не грешить. Ну, если уж и согрешу, то схожу на исповедь.
Но реальность, дарованная нам Богом, иная. Он нам открывает этот мир, велит быть в Нем хозяевами. Он не хочет ни над кем властвовать, Он хочет с нами дружить и вместе что-то делать. Бог хочет нашей ответной любви. Он сделал нас свободными, а это означает, что у Божьего могущества есть свои границы. Да, Бог не знает, спасусь ли я, Он знает все возможные варианты развития моей жизни, но какой выберу я, Он не знает. Потому что только так может действовать Бог, который есть Любовь и Свобода.