У главного входа в парк собираются 20-30 зрителей, к ним подъезжает тележка с актерами и они все вместе направляются вглубь парка. Так начинался спектакль-променад «Изергиль» на фестивале «Горький в Парке Горького». Зрители (и я в их числе) не только наблюдали за сюжетом в декорациях парка, но и сами участвовали в происходящем.
Когда шли за тележкой, вспоминали биографию Максима Горького: актриса Эльвина Мухутдинова напоминала некоторые факты, задавала вопросы о них зрителям; иногда звучал голос самого писателя, который рассказывал о себе. Голос был сымитирован и записан специально для спектакля, с сохранением интонаций и лексики Горького.
Прогулочным шагом добрались до памятника Горькому, там актеры превратились в персонажей знаменитого рассказа «Старуха Изергиль» - и мы представили себя на берегу моря, где седая Изергиль вспоминала легенды о Ларре и Данко. Перемещаясь вслед за актерами по дорожкам и полянам парка, мы стали участниками спектакля: судили Ларру, шли за горящим сердцем Данко… В конце пришлось задуматься и сделать выбор, чья жизненная позиция ближе (посмотрите чемодан на фото).
Еще не остыв от переживаний, я спросила режиссера променад-спектакля «Изергиль» Радиона Букаева, было ли вовлечение зрителей его главной задачей.
«Прежде всего важно найти уникальность места, где идет спектакль. Вот тут памятник Горькому стал осью пространства, все вращалось вокруг него, в том числе и активность зрителей. Конечно, когда зрители двигаются и участвуют, они внимательнее следят за сюжетом и его смыслами, поэтому появились ситуации, в которых приходится действовать и проявлять чувства», – пояснил Радион Букаев.
Составляя программу фестиваля «Горький в Парке Горького», организаторы во главе с арт-директором, народным артистом РФ Евгением Мироновым, искали интересные современные форматы. Обратились к Радиону Букаеву, главному режиссеру Казанского театра юного зрителя. Радион имеет большой опыт постановки пьес вне сцены, поэтому спектакль в Парке Горького получился интересным (возможно, после фестиваля он останется в афише Парка). Радион рассказал мне, что он поставил несколько променад-спектаклей, как в родной Казани, так и в других городах:
«Прошлым летом в Казани состоялась премьера променад-спектакля «Ночной трамвай». Три раза в неделю в 23:00 зрители приходят на остановку кольцевого трамвайного маршрута, садятся в трамвай, надевают наушники и отправляются в поездку, слушая наш аудиоспектакль. Это драматическая история на фоне городских зданий, которые проплывают за окном. Происходит полное погружение в сюжет, эмоции зашкаливают. А несколько месяцев назад еще один променад-спектакль в трамвае был поставлен в Калининграде, называется «Путешествие налегке». Аудиоспектакль про любовь и открытость миру тоже происходит в декорациях ночного города».
Кстати, билеты на оба спектакля раскуплены на месяц вперед. Необычное действие привлекает зрителей.
Променад-спектакли Букаева также идут в Краснодаре, Нижнем Тагиле, Новоуральске. Для каждого спектакля были написаны оригинальные пьесы, которые показывают жизнь городов с необычного ракурса. Зрители передвигаются по улицам в наушниках, слушая аудиоспектакль о том месте, где находятся, и оказываются как бы внутри действия. Так уж устроен человеческий мозг: музыка, звуки и слова аудиоспектакля усиливают эффект присутствия. И, очевидно, эффект сопереживания тоже.
Другие статьи канала «Книжный слушатель» о променад-спектаклях и аудиопрогулках:
Аудиоспектакли для городских прогулок: голоса в наушниках подскажут маршрут и создадут настроение
Здесь бывал Михаил Булгаков. Десять мест булгаковской Москвы, смотрим и слушаем
#театр #казань #искусство #путешествия #культура