Найти тему
Этому не учат в школе

Как в СССР реки разворачивали

Бескрайние просторы Сибири и степей Казахстана с давних времён поражали умы исследователей. Но эти земли по большей части бесплодны. Земледелие в этих краях затруднено из-за недостатка пресной воды.

Чтобы исправить данное положение вещей, еще в сталинские времена разрабатывались проекты по развороту рек. Но свой масштаб эти идеи обрели уже после войны.

Канал для спасения Аральского моря

Серьезным толчком к разработке планов указанных планов стало высыхание Аральского моря в 60–80-х годах прошлого века. Чтобы его спасти, предлагалось прокопать канал длиной в 2,5 тысячи километров. Вода должна была идти от реки Обь через степи Казахстана к Узбекистану и его хлопковым полям. Отчасти это бы решило и проблему обмеления Арала. Реки, питающие это озеро, вновь стали бы полноводными. Кроме того, выдвигался проект «Анти-Иртыш», который должен был развернуть сибирскую реку в противоположном направлении.

© Kapitan Nemo, Capitan Blood / wikimedia.org
© Kapitan Nemo, Capitan Blood / wikimedia.org

Расширение проекта

Воодушевившись предполагаемыми перспективами, советские учёные стали думать над расширением плана. Руководство поощряло эти идеи, так как они сулили улучшение экономик среднеазиатских республик.

Аналогичное решение выдвигалось для повышения уровня Каспийского моря. В 60-е годы Каспий также начинал высыхать. Это угрожало не только судоходству и рыбному промыслу. Под угрозой была экология всей Средней Азии. По сути, новый канал должен был соединить противоположные концы континента. Вода бы поступала из Карского моря, и через развёрнутые реки шла в бассейн Каспийского моря. В качестве этих рек выступили бы Северная Двина и Печора.

Кадр из советского диафильма 1960-го года о том, каким по мнению Советов должен был быть мир к 2017 году.
Кадр из советского диафильма 1960-го года о том, каким по мнению Советов должен был быть мир к 2017 году.

Преобразование климата планеты

Наконец, на последнем участке пути, учёные собирались соединить Персидский залив с Каспийским морем. Каспийское море, в соответствии с предыдущим пунктом плана, должно было быть уже связано с Северным Ледовитым океаном. Этот канал позволил бы сократить многие морские маршруты, организовав сообщение между северной и южной частью Евразии.

Но у такого решения были непредсказуемые последствия. Нарушение солёности Каспия было бы наименьшим из них. По прогнозам, должно было произойти смешение вод Индийского и Северного Ледовитого океана. Это не могло не отразиться на общем климате планеты, нарушив крупные морские течения. Кроме того, большинство видов-эндемиков могли бы погибнуть в результате прокладывания канала.

Варианты соединения Северного Ледовитого и Индийского океанов через каналы по территории Ирана, соединяющие Каспийское море с Персидским заливом.
Варианты соединения Северного Ледовитого и Индийского океанов через каналы по территории Ирана, соединяющие Каспийское море с Персидским заливом.

Пути реализации и гибель проекта

Для того чтобы прокопать новые русла рек, требовался колоссальный объем землеройных работ. Применение экскаваторов или ручного труда затянуло бы стройку на десятилетия. Опыт строительства Беломорканала показывал, что такие проекты требуют концентрации усилий всей страны. Советский Союз, приближавшийся к своему краху, не мог себе позволить такую нагрузку на экономику.

Поэтому было предложено использовать энергию подземных ядерных взрывов. По предварительным подсчетам, требовалось несколько сотен инициаций атомных зарядов для прокладки первого участка канала. Чтобы проверить работоспособность данного метода, было решено взорвать три ядерных бомбы.

Облако ядерного взрыва, произведенного в рамках проекта «Тайга». Кадр кинохроники.
Облако ядерного взрыва, произведенного в рамках проекта «Тайга». Кадр кинохроники.

Расчётный эффект взрывов был серьезно преувеличен по сравнению с реальным. В результате трех испытаний поднялось в десятки раз больше радиоактивной пыли чем планировалось. Радиоактивный след из осадков достиг берегов Америки. Этот просчёт стал одним из факторов, остановивших все вышеуказанные проекты. Вторым фактором стала перестройка и развал СССР: столь масштабное строительство стало невозможным при отсутствии слаженной работы между независимыми республиками.

Кроме того, требовалось строительство нескольких крупных электростанций и насосных станций. Экономика южных республик не могла позволить столь масштабное строительство на своей территории.

Построенные участки

Единственным участком канала, который действительно был построен, стал «Иртыш-Караганда». Его длина составляет почти 500 км. Он эксплуатируется для снабжения северных областей Казахстана и сегодня. Однако его мощность используется только наполовину. С 2013 года планируется продление русла для снабжения водой Астаны. Ныне вода на конечном участке пути подаётся с помощью трубопровода.

Если есть, что добавить, пишите в комментариях. Тут мой Телеграм для своих и ещё несколько интересных статей: