На территории современной Абхазии примерно в VII – VI веке до нашей эры на трёх холмах был основан город Гиенос (он же Гюэнос). В период своего расцвета это была одна из самых развитых греческих купеческих факторий. Но в VI веке до нашей эры Гиенос был почти полностью разрушен. Предположительно, меоты – племена, проживавшие на территории от Чёрного до Азовского моря, оставили от процветающего города лишь руины.
Примерно через триста лет на этом же месте генуэзцы основали новую торговую факторию, впоследствии разделившую судьбу Гиеноса.
В 1935-1936 годах, при постройке морского порта, практически все остатки древнего поселения снесли. Сейчас на его месте располагается основная часть абхазского города Очамчира. Но кое-какие руины всё же сохранились, ещё можно увидеть римские термы, остатки храмов и средневековых укреплений.
Территория Гиеноса – большая ценность для археологов, и там ещё с советских времен ведутся раскопки, приносящие очень много интересных, а иногда даже уникальных, находок. Например, свинцовый саркофаг, не имеющий аналогов в Северном и Восточном Причерноморье.
Уже более трёх лет на городище древнего Гиеноса работает совместная российско-абхазская археологической экспедиции Института археологии РАН. Она ведёт раскопки на месте, где когда-то находился ранневизантийский храм с кладбищем. И вот, новая очень интересная находка – рядом с церковным фундаментом святилище колхидской культуры, относящееся к VI – IV векам до нашей эры.
Определиться с возрастом сооружения удалось по обломкам античной керамики, преимущественно аттического и ионийского происхождения, которой был просто усеян каменный пол святилища.
Основными находками были золотые украшения, изготовленные греческими мастерами. Среди них нашивки для тканей с изображениями: лебедя, грифа, божеств, двух зверей со змеиными хвостами и отверстиями для ниток, как и у бляшек, найденных в погребальных курганах скифов.
Также среди находок числятся: серебряная монета, стеклянные бусины, обломки железных клинков и ножей, железные гвозди.
Не обошлось и без изображений божеств. Это бронзовая фигурка античного божества и две фигурки древнеегипетского бога Птах-Патека. Они изготовлены из непрозрачного зеленоватого стекла, так называемого, «египетского фаянса», с которым работали египтяне, позаимствовав и улучшив технику финикийцев. Но фигурки могут быть изготовлены не обязательно в Египте, так как с этим материалом имели дело и в греческой колонии Навкратис. Там из фаянса изготавливали изделия в египетском стиле. Эти находки не в новинку для Абхазии - фигурки Птах-Патека ранее уже находили в могильнике возле Сухума.
А вот после расчистки пола святилища археологов ожидал сюрприз – каменный идол, установленный в ямке в полу, на высоте около десяти сантиметров от фундамента храма. Представляет он собой обтесанный камень, вкопанный вертикально и обложенный другими камнями.
Каменный идол – не только уникальная, и пока что единственная, находка в Абхазии. Она крайне редкая для всего региона. На Северном Кавказе подобный идол попадался археологам только один раз, на территории Северной Осетии в святилище кобанского поселения Сауар.
Уникальность всех этих находок в том, что они дают возможность лучше понять религиозные представления древнего населения Колхиды, увидеть их связь с античной и кобанской культурой.
«Раскопки 2022 года позволили понять, как изменялась застройка на этом участке. Вероятно, в V веке до нашей эры обычная жизнь на этом месте прекратилась. Рядом с остатками домов был насыпан курган из глины, на вершине которого соорудили святилище. Показательно, что через столетие рядом с этим культовым местом, у подножия кургана, было сооружено святилище с захоронениями конских голов и бронзовой узды по меотскому обряду, а спустя тысячу лет здесь же был построен христианский храм. Это крайне любопытная «преемственность», понять логику которой можно будет лишь в ходе дальнейших исследований», – прокомментировал руководитель археологической экспедиции Александр Скаков.
Источник: https://scientificrussia.ru/
Если вам понравилось, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!