Найти тему
Незримая помощь

ПРАЗДНИК КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ. Предание о древе, из которого вытесан был Крест Спасителя, и Кийская реликвия патриарха Никона

Крестовоздвижение – одно из главнейших христианских торжеств, относящихся к двунадесятым праздникам. Его отличительная особенность - совершаемый в этот день в больших соборах чин Воздвижения Креста.

Крест – древнее орудие казни, символ языческого варварства и жестокости. И, к слову, это вовсе не римское орудие, римляне позаимствовали его у персов. Распятие на кресте считалось совершенно недостойной цивилизованных жителей Империи казнью, и потому римских граждан так не казнили. Из жития мучеников первых веков христианства известно, что большей частью их лишали жизни через усечение мечом, поскольку казнь через распятие была очень долгой, мучительной и позорной.

Однако, благодаря тому что Сам Сын Божий прикоснулся к Кресту Пречистым Своим Телом, орудие казни сделалось символом Надежды и Спасения. Оно получило, как выражаются церковнослужители, «особое Божественное Присутствие», и с тех пор в нем незримо пребывает Слава Божия.

НЕБОЛЬШАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПРАЗДНИКЕ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ

Элия Капитолина. Так называлось селение, расположенное на руинах разрушенного римлянами Иерусалима. Именно там святая Елена обрела Честное Древо Господнего Креста, а подробности нахождения Святыни, извлеченной из-под идольского капища времен императора Адриана, описал современник равноапостольной царицы историк Геласий Кесарийский.

Царица отыскала эту Реликвию на дне полузатопленной подземной пещеры, под многочисленными наслоениями строительных отходов. Сегодня место это известно верующим под названием «цистерна святой Елены». В наши дни сюда ежедневно стекаются многочисленные паломники.

Крестов найдено было три в соответствии с повествованием Евангелия, рассказавшим, что вместе со Спасителем распяты были два разбойника. А потому, чтобы выяснить, какой из крестов является Орудием Распятия Сына Божия, их, по Преданию, поочередно приложили к почившей девушке, воскресшей чудесным образом после соприкосновения с Древом Креста Господня. Оттого то с той поры и именуют христиане Крест Животворящим.

После обретения Священная Реликвия явлена была народу, а в их лице и всему христианскому миру. Святитель Макарий высоко поднял Крест, чтобы Его было видно даже в самых отдаленных участках собравшейся толпы.

Воздвижение Креста Господня. Вариант иконографии
Воздвижение Креста Господня. Вариант иконографии

Около 335 года близ Голгофы воздвигли величественную базилику (Мартириум) Воскресения Христова и установили новое торжество – День Обновления, то есть освящения этого храма. Вместе с базиликой освятили ротонду Гроба Спасителя и прочие постройки, возведенные на месте Его Крестных Страданий. С великой торжественностью начиналось это празднование 13 сентября (26 сентября по нов. ст.) и продолжалось 8 суток. Во второй же день торжеств – 14 (27) сентября - чествовали Воздвижение Креста Господня.

Почему для торжества избрана именно эта дата точно неизвестно. Исследователи полагают, что здесь, вероятно, проведена параллель с днем казни Спасителя – 14 ниссана, а возможно, что празднование установили на 40-й день после другого великого торжества - Преображения Господня. Кипрский подвижник VI века Александр Монах свидетельствовал, что торжество это «установлено отцами по велению императора».

-3
-4

ПРЕДАНИЕ О ДРЕВЕ, ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТОВЛЕН БЫЛ КРЕСТ СПАСИТЕЛЯ

В Иерусалиме, в местности именуемой Долиною Креста, находится старинный православный мужской монастырь. По Преданию возведен он над корнем того самого дерева, из которого выточен был Крест Искупителя. В древних росписях монастырского храма присутствует целый цикл исторических сведений, связанных с этим деревом, послужившим материалом для Орудия Страданий Господних, начиная от ухаживания за ним праведного Лота до торжества прославления изготовленного из него Честного Животворящего Креста.

монастырь Святого Креста в Иерусалиме
монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Уже в первые века христианства отцы Церкви считали, что Древо Креста не могло быть случайным стволом древесным, поскольку ему суждено было сыграть значимую роль в деле спасения человечества.

По Преданию Крест Спасителя был изготовлен из дерева, выращенного праведным Лотом.

Как известно из Книги Бытия, Лот был племянником праотца Авраама. Когда Авраам удостоился посещения Пресвятой Троицы, явившейся в образе Трех Ангелов, Они оставили ему три Своих дорожных посошка, чтобы святыня напоминала Аврааму о дарованном ему благословении. Однако не суждено было тем посошкам остаться в доме верного служителя Божия. Господь повелел передать их племяннику Авраама Лоту, осквернившемуся тяжким грехом кровосмешения. Лот должен был посадить их в землю и со слезами скорби поливать до тех пор, пока посохи не дадут молодые побеги – видимый знак прощения Божьего.

Предание повествует, что племянник Авраама поливал посошки водою из Иордана 33 года, усердно вымаливая у Вседержителя оставления своего согрешения. И только лишь к концу его жизни посохи распустились. Из них произросли на удивление крепкие побеги кипариса, кедра и сосны, которые со временем переплелись и соединились в единое древо. Во времена Избавителя ствол этого дерева плавал в Овечьей купели, к которой, как рассказывает Священное Писание, сходил раз в год Ангел, возмущая воду, врачующую всякие недуги. Перед Крестным Подвигом Сына Божия бревно то выловили и изготовили из него Орудие Казни.

Все эти этапы повествования древнего Предания отражены в церковной росписи обители Святого Креста.

старинная икона "Лот, поливающий древо Креста"
старинная икона "Лот, поливающий древо Креста"

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНАХ ПРАЗДНИКА КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ

Изображения этого торжества известны с IX столетия. Древнейшим из них принято считать миниатюру из сборника «Слова Григория Назианзина».

Однако первые иконы представляют собой не привычные нам сегодня сцены Воздвижения Креста Господня с участием патриарха Макария и равноапостольных царей Константина и Елены, а совершение чина Крестовоздвижения в Софийском соборе Константинополя. К числу подобных изображений относятся миниатюры из Минология Василия II, из Синаксаря Захарии Валашкертского и из Феодоровской Псалтири XI века.

Иконы, изображающие непосредственно событие Крестовоздвижения появились позднее. По мнению исследователей, они получили распространение примерно с Х-го столетия. На Руси они известны с XII века. Причем русские иконописцы внесли в изображения, созданные по византийскому канону, собственное дополнение: на заднем плане сцены Воздвижения они стали изображать Воскресенскую церковь, воздвигнутую благочестивыми царями Константином и Еленой на месте обретения Реликвии. Подобное изображение, созданное в XV веке, украшало некогда Софийский собор в Новгороде. Сегодня оно находится в Новгородском Музее-Заповеднике.

-7
-8

С XVII века в России получила широкое распространение икона «Поклонения Кресту» с ликами святых царей Константина и Елены, а также государя Алексея Михайловича, его первой супруги Марии Ильиничны Милославской и патриарха Никона. Особенностью этого образа было изображение на нем не Животворящего Креста Господня, а Креста Кийского, изготовленного в 1656 году палестинскими и русскими мастерами. Сегодня эта икона известна верующим под названием «Кийский Крест с предстоящими»:

икона "Кийский Крест с предстоящими"
икона "Кийский Крест с предстоящими"

КИЙСКИЙ КРЕСТ – СВЯТЫНЯ ПАТРИАРХА НИКОНА, О КОТОРОЙ ЗНАЮТ ПОЧЕМУ-ТО НЕ ВСЕ

Кийский Крест – величайшая святыня Русской Православной Церкви. Его изготовили в середине XVII-го столетия в Палестине по заказу патриарха Никона для любимой им обители на острове Кий. Он представляет собою внушительных размеров ковчег-реликварий, точно повторяющий мерою Животворящий Крест Господень.

По указу первосвященника в Кийский Крест было вложено почти 300 святынь, среди которых не только многоцелебные мощи многих угодников Божиих, но и камни, привезенные паломниками из Земли пребывания Сына Божия. И, конечно же, в него вложена частица Древа Честного Креста Господня.

Основа его выточена из кипариса палестинскими мастерами, а прореси для размещенных на нем ликов святых угодников выполнены известнейшими московскими ювелирами Оружейной палаты. Увидев святыню в полном ее великолепии, патриарх восхитился и дал верующим следующее наставление: «Аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».

Удивительна судьба этой святыни. Ее с почетом провожали из Москвы на остров Кий в сопровождении роты драгун, с мортирами и барабанным боем, изготавливая копии в каждой местности, где совершались остановки. В 30-е годы ХХ-го столетия «арестованный» Кийский Крест был выставлен среди экспонатов в музее Соловецкого лагеря (в то время там пытались создать некое подобие культурной жизни заключенных). В итоге, эта драгоценнейшая реликвия Русской Церкви была обнаружена в распиленном виде в запасниках Исторического Музея, в ящиках с надписью «На списание».

Сегодня, Божиим Промыслом, отреставрированная святыня находится в московском приходе преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Кийский Крест - одна из главных святынь православной Москвы, находящаяся в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (м. «Трубная», «Чеховская» или «Цветной бульвар», Крапивенский переулок, дом 4, строение 2)
Кийский Крест - одна из главных святынь православной Москвы, находящаяся в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (м. «Трубная», «Чеховская» или «Цветной бульвар», Крапивенский переулок, дом 4, строение 2)
-11

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья