Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Почему мы должны считать себя грешнее всех?

  • «Почему мы должны считать себя грешнее всех? Мне сорок пять, я недавно начала воцерковляться. Есть несколько моментов, без понимания которых не могу двигаться дальше. В частности, я не понимаю, почему я должна считать себя грешнее и хуже всех. Мы все грешники, все «инвалиды» в духовном смысле. Чем один хуже другого? Люди такие вещи вытворяют, что хочется только перекреститься, на них глядя, и бежать подальше. А я, получается, хуже их всех? Почему? Думать так просто потому, что так надо? Я не понимаю, поэтому не могу в это верить».

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Эту молитву мы произносим на каждой литургии перед Святым Причастием.

Почему же мы должны считать себя грешнее других? Может, это просто такая фигура речи, образность? По крайней мере, должны считать себя не лучше, это точно. А как же быть с тем, что «люди такие вещи вытворяют, что хочется только перекреститься, на них глядя, и бежать подальше»? Так и мы такие же вещи бы вытворяли, если бы не Господь. Мы же милостью Божьей держимся.

Когда я становлюсь свидетелем покаяния, которое приносит человек Богу на исповеди, то порой там много всего. Но при этом ощущается, что я не лучше его. Да, пусть я не сделал одно, не вляпался в другое. Так это меня Господь спас от этого, оградил. А если бы попустил Господь, родился бы я не в этой семье, было бы у меня другое воспитание, жил бы в другом месте, учился в другом классе, и друзья другие были бы у меня. Попал бы я в какую-нибудь компанию, и еще неизвестно, что бы со мной было. Может быть, я бы еще больше натворил, потому что при всей данной мне милости Божьей все равно грешен.

А если бы я был на месте этого человека, который сейчас приносит свое покаяние Богу за грехи, которых у него не вагон и маленькая тележка, а целый состав и еще маленький вагончик? Если бы моя жизнь сложилась так, как у него, где бы я был? Был бы я сейчас возле исповедального аналоя, приносил бы Богу искреннее, такое же глубокое покаяние, как он приносит? Просто милостью Своей Господь меня уберег. Это нисколько не моя заслуга, поэтому я грешник самый первый. Может быть, не самый большой, но все равно. Это правильно.

Вы пишете: «Я не понимаю, поэтому не могу в это поверить». В это не нужно верить, это нужно видеть. Видеть десницу Божию во всех обстоятельствах жизни, то, что Господь Вас везде вёл. «Господь пасет мя…» (Пс. 22:1). Просто когда человек невнимателен к своей духовной жизни, ему может казаться, что он слава Богу здесь и слава Богу там. Мы должны видеть свое состояние души. Видеть, что могли бы так сильно согрешить, если бы не Господь.

Кто-то из моих предков, может быть, крепко молится за меня. Может, их молитвами, великими трудами, слезами, которые они сто лет назад проливали, я сейчас жив. Может быть, и мне надо потрудиться, чтобы мой правнук увидел Божью милость через несколько поколений. «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его» (Пс. 102:17-18).

Такие вопросы часто поступают от бывших или от действующих протестантов, которые на Православие посматривают, и кое-что их смущает.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.