Приветствую вас друзья! Спроектированное в Германии это орудие успешно било по "своим" в обеих мировых войнах. Правда и по нашим пострелять ему тоже довелось. Но обо всем по порядку.
Появление в системе артиллерийского вооружения Русской императорской армии легких полевых гаубиц стало прямым следствием печального опыта русско-японской войны. Следуя французской концепции, российское военное руководство сделало ставку на скорострельные легкие полевые пушки, основным боеприпасом которых была шрапнель. Спору нет, трехдюймовки превосходно действовали по открыто расположенной живой силе противника. Но на полях сражений в изобилии появились полевые укрепления: окопы, блиндажи, полевые форты и редуты. Да что там - даже глинобитные китайские постройки, нередко использовавшиеся японцами в качестве укрытий, оказались ей "не по зубам". Для их разрушения приходилось использовать старые 87-мм полевые пушки образца 1877/1895 гг. поскольку в их боекомплект входили гранаты. Однако даже введение фугасного снаряда не могло быть окончательным решением проблемы. Пушка, даже при введении в её боекомплект фугасного снаряда (что в итоге и было сделано), не могла вести стрельбу по навесной траектории. А именно навесной огонь наиболее эффективен для разрушения полевых укреплений и уничтожения укрывшегося в них неприятеля. Кроме того он необходим и для поражения противника, расположившегося на обратных скатах высот. К слову, японцы не поддались модным веяниям и заблаговременно приняли на вооружение 120-мм гаубицы германской фирмы Круппа ("Friedrich Krupp AG"), чей огонь не раз пришлось испытать на себе нашим войскам.
Вывод напрашивался сам собой - необходимо скорее ввести в состав полевой артиллерии легкие гаубицы. В ускоренном порядке была создана и принята на вооружение 48-линейная гаубица образца 1904 года, конструкции Путиловского завода. Однако отечественные производители подкачали - получивший срочный заказ на изготовление 55 гаубиц своей конструкции Путиловский завод со сроком исполнения 1 августа 1905 года смог собрать первые орудия только в начале 1906 года. Виной всему стали революционные события в стране сопровождавшиеся массовыми беспорядками и забастовками. По той же причине не удалось наладить наладить производство и на Обуховском заводе, гаубица которого несколько отличалась от путиловского образца. В 1905 году в спешном порядке партия из 55 гаубиц была закуплена у все того же Круппа. Из них было сформировано восемь мортирных (т.е. говоря современным языком - гаубичных) батарей шестиорудийного состава. Однако подобными закупками в масштабе всей армии положения было не исправить, тем более все вполне понимали, где и с кем будет следующая война. Требовалось наладить производство подобных артсистем на своих заводах.
К выбору нового образца подошли основательно и без лишней спешки. Главное артиллерийское управление (ГАУ) в 1907 году объявило конкурс на создание легкой полевой гаубицы, чей калибр был определен в 48 линий или, переводя на метрическую систему, 122 миллиметра. Этот калибр расценивался специалистами как минимально необходимый для эффективного действия по фортификационным сооружениям полевого типа.
В конкурсе приняли участие как отечественные так и зарубежные заводы. Первыми оказались немцы - в 1905 году Рейнский металлический завод (Rheinmetall AG) безвозмездно предоставил для испытаний 122-мм гаубицу, приспособленную для русской гильзы. К началу 1906 года опыты с этим орудием, проводившиеся на Главном артиллерийском полигоне,выявили значительные конструктивные недостатки и орудие было возвращено на завод для доработки. В 1907 году для испытаний на Главный артиллерийский полигон были доставлены одна 122-мм гаубица Круппа и две 122-мм гаубицы системы Эрхардта (Рейнского завода). В течение 1908 года активизировались и отечественные производителя: на суд военных поступили две 122-мм гаубицы Путиловского завода и две 122-мм гаубицы Обуховского завода. Свою систему представила и французская фирма "Шнейдер", однако опоздала. Впрочем, через год французы добились своего и их модель 122-мм гаубицы была принята на вооружение. Впрочем это уже, как говориться, совсем другая история...
При примерно одинаковых характеристиках всех представленных образцов, система Круппа оказалась с наименьшей боевой массой и благодаря использованию в конструкции клинового затвора имела более высокую, по сравнению с конкурентками, скорострельность. В ходе испытаний этого орудия было зафиксировано наименьшее количество поломок и отказов. В итоге именно гаубица Круппа и была в начале 1909 года принята на вооружение, получив наименование "48-линейная полевая гаубица обр. 1909 г."
Конструктивно гаубица образца 1909 года состояла из следующих основных частей: ствола с затвором, люльки с механизмом торможения отката и накатником, однобрусного лафета с неподрессоренным колесным ходом и щитового прикрытия.
Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха, соединительного кольца, среднего и переднего колец с захватами. Все части ствола изготавливались из литой, кованной стали, прошедшей термическую обработку. Канал ствола делился на патронник (камору) и нарезную часть. В патроннике, выходящем своей казенной частью в затворное отверстие кожуха, в заряженном орудии располагалась гильза. Через конический скат каморная часть соединялась с нарезной (имела 36 нарезов). Крутизна нарезов на большей части канала ствола была прогрессивной и лишь на протяжении последних 3,5 калибров от дульного среза являлась постоянной.
Затвор горизонтально-клиновой. Закрывание и открывание затвора производится поворотом рукоятки назад и вперед, каждое действие в один прием. Конструктивно затвор подразделяется на четыре механизма: запирающий, ударный, выбрасывающий и предохранительный. Масса затвора в сборе 65 килограмм. На орудии имелся походный стопор, фиксирующий положение курка и рукоятки клина в закрытом состоянии, чтобы предохранить весь механизм от расшатывания и поломок, вызываемых сильными толчками при возке орудия. В центральном гнезде клина монтировался ударный механизм с линейно движущимся ударником, винтовой боевой пружиной и курком. Взвод и спуск ударника производится посредством спускового шнура. Экстракция стреляной гильзы из патронника производилась за её закраину лапками выбрасывающего механизма, кинематически связанными через упоры с открывающимся клином. Задачей предохранительного механизма являлось предотвращение орудийного расчёта от опасности, связанной с преждевременным отпиранием затвора при затяжных выстрелах. В его конструкции был предусмотрен учебный стопор, позволяющий отключить предохранитель при тренировочной работе расчёта с гаубицей, т. е. открыть затвор без производства выстрела. Удержник снаряда служил для его фиксации при заряжании под большим углом возвышения.
Люлька клепанная, коробчатой формы. В верхней части она имеет направляющие выступы по которым движется ствол. Внутри люльки смонтированы противооткатные устройства: гидравлический компрессор и пружинный накатник. Нормальный откат составлял от 940 до 1000 мм, наибольшая его допустимая длина – 1060 мм. Для контроля величины отката на правой стороне люльки имелся указатель. С верхним станком люлька соединяется посредством цапфенной коробки, представляющей собой отливку, которая приклепывается к задней части люльки и имеет две цапфы, вкладываемые в цапфенные гнезда верхнего станка лафета. В походном положении люлька со стволом фиксируется на верхнем станке с помощью связной балки.
Лафет орудия состоит из нижнего станка с боевой осью и колесным ходом и верхнего станка на котором монтируются ствол с люлькой.
Нижний станок является основой лафета. Он состоит из двух станин, изготовленных из никелевой стали, соединенных между собой лобовой, средней нижней, передней, верхней, нижней, средней связями, связью с подшипником, передней и задней поперечинами ящика, хоботовым листом и листом-перекрытием хоботовой части и хоботовой связью. В лобовой части снаружи к станинам приклепаны сиденья для наводчика и замкового, а в хоботовой части два поручня для поднятия хобота лафета. Также на нижнем станке закреплялся откидной сошник. Он имел три положения: походное, боевое для мягкого грунта и боевое для твердого грунта.
Верхний станок состоит из двух вертикальных станин (левой и правой), соединенных между собой двумя связями. Он предназначен для закрепления в нем ствола с люлькой. С нижним станком верхний станок соединяется посредством цилиндрического штыря и может поворачиваться вправо и влево на 2 градуса в каждую сторону. Также на верхнем станке монтируются отдельные элементы механизмов наведения.
Колесный ход без подрессоривания. Он состоит из боевой оси и двух деревянных колес системы Охременко диаметром 1219 мм. В 1911 году колеса диаметром 1219 мм заменили на колеса диаметром 1230 мм. Боевая ось из никелевой стали, пустотелая, имеет изогнутую коленчатую форму, для понижения центра тяжести лафета со стволом гаубицы в боевом положении. Колеса деревянные со стальной шиной, закрепленной болтами. Скорость перемещения гаубицы ограничивалась 6-7 км/ч даже по хорошей дороге.
После проведения модернизации орудия планировалось все 122-мм гаубицы обр. 1909/37 гг. оснастить металлическими колёсами сшинами, заполненными губчатой резиной, как у 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. выпуска 1939 года и позже. однако в войска было поставлено лишь незначительное количество гаубиц с металлическими колесами.
Для перевозки боекомплекта гаубица комплектовалась передком образца 1911 года и зарядным ящиком с передним и задним ходами по конструкции сходными с передком.
Для защиты расчета и механизмов от пуль и осколков гаубица оснащалась щитовым прикрытием, состоявшим из верхнего, нижнего и выдвижного щитов, а также подвижного щитка крепившегося к нижней части люльки и прикрывавшего механизмы лафета. Щиты изготавливались из специальной стали и имели толщину 3,5-4 мм. Верхний щит крепился болтами к кронштейнам расположенным на боевой оси. Нижний подвешивался на шарнирах к верхнему щиту. В походном положении он подгибался к станинам нижнего станка. Выдвижной щит служил для прикрытия среднего выреза в верхнем щите. Он перемещался в пазах образованных направляющими планками приклепанными к верхнему щиту. Выдвижной щит соединялся с люлькой двумя симметрично расположенными тягами и двигался вместе с ней в вертикальной плоскости.
Подъемный и поворотный механизмы – винтового типа. Первый - с передачей вращающего усилия от маховика к винту, связанному с цапфенной коробкой люльки, посредством двух конических зубчатых пар и одного винтового зацепления. У второго - с цилиндрической зубчатой передачей усилия от маховика на винт, ввинчивающийся в коробку привода (закрепленную на верхнем станке орудия) или вывинчивающийся из нее. Углы вертикального наведения составляли от -1° до +43°.
Поскольку головка внутреннего подъемного винта закреплена в цапфенной коробке в задней части люльки, то винтам подъемного механизма приходилось испытывать значительные нагрузки под тяжестью люльки и ствола. Соответственно при подъеме дульной части пришлось бы прилагать существенные усилия при действии подъемным механизмом. Для облегчения работы подъемного механизма между станинами нижнего станка располагался уравновешивающий механизм. Он представлял собой две колонны сжатых пружин в коробке, которая подвешена на цапфах двух подшипников, чтобы дозволить вращение верхнего станка относительно нижнего.
Гаубица оснащалась нормализованным прицелом с оптической панорамой Герца, кронштейн которого размещался на левой удлиненной цапфе люльки.
К гаубице изначально было принято два типа боеприпасов: фугасная граната (в документах встречается как "бомба") и шрапнель. Граната снаряжалась зарядом тротила массой от 3,5 до 4,8 кг. Разрыв гаранты образовывал в грунте воронку диаметром 2-2,5 метра и глубиной до одного метра - по этим показателям гаубичная граната вдвое превосходила аналогичный боеприпас 76-мм полевой пушки. Шрапнельный снаряд содержал в себе около 500 шаровых пуль массой по 19 граммов каждая. Масса и гранаты и шрапнели составляет 23 килограмма.
Заряжание раздельное. Пороховые заряды размещались в гильзах. Всего для стрельбы предусматривались пять зарядов: полный и четыре уменьшенных. Полный заряд состоял и одного пакета тонкого (быстро сгорающего) пороха массой 307 граммов и четырех добавочных пучков толстого (медленного) пороха по 153 грамма каждый. Для перехода от полного к одному из неполных типов заряда нужно было извлечь из гильзы соответствующее количество добавочных пучков. Полный заряд весом в 921 гр. обеспечивал снаряду дальность стрельбы в 7681 метр при начальной скорости 335 м/с. Самый малый заряд №4 сообщал снаряду начальную скорость 183 м/с и дальность стрельбы 2987 метров.
Серийное производство новой гаубицы было развернуто в 1910 году на трех предприятиях: Путиловском и Санкт-Петербургском орудийном заводах. Всего за период с 1910 по 1921 годы было изготовлено по разным данным от 1081 до 2000 гаубиц. Точных данных о производстве в период 1918-1920 годов нет.
122-мм гаубицы были приняты на вооружение полевой артиллерии, которая по организации 1910 года подразделялась на легкую и конную, горную и конно-горную, мортирную (т.е. гаубичную) и полевую тяжелую. Именно на вооружение мортирной и была принята 122-мм гаубица образца 1909 года. Основной тактической единицей в данном случае являлась артиллерийская батарея, насчитывавшая шесть орудий. Три мортирных батареи составляли дивизион, подчинявшийся через корпусного инспектора артиллерии (по современному - начальник артиллерии корпуса) командиру армейского корпуса. К 19 июля 1914 года в полевых войсках находилось 512 122-мм гаубиц (85 и 1/3 батареи), что соответствовало их штатному числу. С запасом дело обстояло сложнее: на тот же момент времени в нем состояло 22 122-мм гаубицы, вместо положенных по штату 74.
Также легкие полевые гаубица поступали на вооружение сухопутных и береговых крепостей. К февралю 1913 года в крепостях состояло или было заказано 250 122-мм гаубиц, вместо 440 полагавшихся по штатам.
Боевое крещение полевые гаубицы образца 1909 года получили в начавшейся в 1914 году Первой мировой войне. Их сильный фугасный снаряд как нельзя лучше подходил для разрушения окопов, полевых блиндажей и пулеметных гнезд противника, что и являлось их основной задачей. Орудия применялись на всех фронтах от Прибалтики до Кавказа. К середине июня 1917 года на вооружении русской армии было 944 орудия данного типа.
В годы гражданской войны гаубицы активно использовались всеми сторонами конфликта. На сохранившихся фото крупповские гаубицы можно увидеть в составе красной и белых армий, а также вооруженных формирований национальных окраин.
После окончания гражданской войны гаубицы образца 1909 года продолжали оставаться на вооружении артиллерии РККА. Она поучаствовала в конфликте на КВЖД в 1929 году, в боевых действиях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол в 1938-1939 гг.
По состоянию на 1 октября 1936 г., в РККА имелось 920 122-мм гаубиц обр. 1909 гг., что составляло значительную часть орудийного парка гаубичной артиллерии этого калибра. В отличие от "шнейдеровской" 122-мм гаубиц обр. 1910/30 гг., "крупповская" система в первоначальном варианте не могла вести огонь новыми боеприпасами дальнобойной формы вследствие малого объема каморы. Попытка выстрела дальнобойной гранатой на любом заряде (кроме наименьшего по мощности из одного основного пакета) приводила к печальным последствиям в виде разрыва ствола. В 1937 году на Пермском артиллерийском заводе была проведена модернизация имеющихся орудий с целью повысить максимальную дальность стрельбы и добиться унификации с 122 мм гаубицей обр. 1910/30 гг. Она заключалась в расточке зарядной каморы до размеров каморы гаубицы обр. 1910/30 гг., замене механического прицела на новый с нормализованной шкалой, усилении конструкции боевого хода, для чего в частности боевая ось была приварена к нижнему станку, нижнего станка и станины. В комплект гаубицы включили зарядный ящик и передок обр. 1911/30 гг. На казенниках стволов модернизированных орудий высекалась надпись "Удлиненная камора". Модернизированные гаубицы получили обозначение "122-мм гаубица обр. 1909/37 гг". До начала Великой Отечественной войны все гаубицы образца 1909 года прошли данную модернизацию.
Расширилась и номенклатура боеприпасов - в боекомплект орудия могли входить артиллерийские выстрелы с осколочно-фугасной гранатой ОФ-462, осколочными гранатами О-460А, фугасными гранатами Ф-460, Ф-460Н, О-460У, О-460К, шрапнелью Ш-460 и Ш-460Т, осветительными снарядами С-462, агитационными снарядами А-462, дымовыми снарядами Д-462 и Д-462А, осколочно-химическими снарядами ОХ-460, химическими снарядами Х-460, кумулятивными снарядами БП-460А.
В обновленном виде гаубицы встретили войну с Финляндией 1939-1940 гг. Несколько орудий достались финнам в качестве трофеев. Забегая вперед надо сказать, что ещё 21 гаубица досталась им во время боевых действий в 1941-44 гг. У них они служили под обозначением 122 H/09-30. По их образцу финны модернизировали около трех десятков оставшихся со времен Гражданской войны 48-линейные гаубицы Круппа обр. 1909 г. бывшей Императорской русской армии. В финской армии орудие получило обозначение 122 Н/09-40. 122 Н/09-30 и 122 Н/09-40 активно применялись в боевых действиях против РККА, при этом несколько единиц было потеряно.
С началом Великой Отечественной войны порядка восьми сотен имевшихся в распоряжении РККА 122-мм гаубиц образца 1909/37 гг. приняли самое активное участие в боевых действиях. Большое число таких гаубиц было потеряно в 1941-1942 гг. К середине войны их в небольших количествах все ещё можно было встретить в войсках. До конца войны в Красной Армии дожили порядка 200 гаубиц образца 1909/37 годов.
Некоторое количество орудий было захвачено противником. Трофейные орудия применялись в Вермахте, где получили обозначение 12,2 cm leichte Feldhaubitze 386(г). Их задействовали в боях на Восточном фронте, балканском театре военных действий и в системе укреплений Атлантического вала. Когда для 122-мм гаубиц всех типов закончились советские трофейные боеприпасы, в Германии развернули их производство. В 1943 году оно составило 424 тыс. выстрелов, в 1944-м – 696,7 тыс. и в 1945 году – 133 тыс.
Гаубица системы Круппа образца 1909 года пользовалась популярностью у артиллеристов как русской, так в последствие и Красной армий. В первую очередь из-за простоты конструкции и относительно небольшой вес. Также в качестве плюсов отмечается большая, по сравнению со шнейдеровской гаубицей, устойчивость при стрельбе на малых углах возвышения. Хотя конечно сравнение лишь в рамках однобрусного лафета у обеих конструкций.
Противооткатные устройства были конструктивно просты: вместо сложной системы с гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником в откатывающихся по люльке салазках у шнейдеровской 122-мм гаубицы обр. 1910 года в гаубице системы Круппа применялся пружинный накатник поверх единственного цилиндра тормоза отката в люльке. Но практика службы показала, что пружины накатника нередко ломались даже при правильном уходе за орудием. Правда ремонт пружины либо её замена в полевых условиях были существенно проще, нежели ремонт и обслуживание гидропневматического накатника, в котором требовалось контролировать содержащийся в нём объём жидкости и давление сжатого воздуха, а в случае утечек для их восполнения нужно было иметь специальное оборудование. Как правило такие работы нужно было делать силами квалифицированных специалистов в условиях мастерских, но ни как не "в поле".
Схема устройства лафета с подвижным верхним станком, на котором располагалась качающаяся часть орудия, получила дальнейшее развитие в последующих советских артсистемах, таких как гаубица М-30 с лафетом с раздвижными станинами и её "наследница" Д-30 с трёхстанинным лафетом кругового обстрела. Также неотъемлемой частью последующих 122-мм гаубичных систем стали уравновешивающие механизмы, по своему действию в целом аналогичные установленному на крупповском прародителе.
Таким образом 122-мм гаубица системы Круппа образца 1909 года, не только верой и правдой прослужила Российской Империи и Советскому союзу в обеих мировых войнах и целом ряде других вооруженных конфликтов, но и внесла вклад в обучение нового поколения советских разработчиков артиллерийских систем.
Источники: Руководство службы при 122-мм (48 лин.) гаубице образца 1909 года (изд. 1931 г.), 122-мм гаубица образца 1909/37гг. Руководство службы (1939), А. В. Сорокин. «Последний довод Сталина. 122-мм гаубицы образца 1910/30 и 1909/37 годов», А. Б. Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", Е.З. Барсуков " Артиллерия русской армии (1900-1917 гг.)"
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"
Интересные каналы, которые советуем Вам почитать (каталог)