Найти тему
Интересно о Китае

Коллекционирование безделушек может исцелять – философия "людей культуры" Китая.

Замечали за собой, что порой вам хочется приобрести вещь, которая многим бы показалась бесполезной? Быть может, это какая-то фигурка, не особо вписывающаяся в интерьер вашего дома, но умиляющая лично вас. Или брошка, которая ни к чему не подходит, но всё равно радует глаз. Многие из нас имеют пристрастие покупать не самые практичные вещи, руководствуясь мимолетным "хочу!". Быть может, мы этой вещью никогда не воспользуемся, но внутренне будем рады, что она у нас есть.

В Китае в эпоху
Мин (1368-1644 гг.) среди образованных верхов общества становится модным коллекционировать разного рода вещицы, будь то искусные полотна, старые сосуды или своеобразные камушки. Философы тех времен старались объяснить эту страсть и приходили к выводу, что она позволяет людям понять истину вещей, напитать душу и "сделать жизнь подлинно живой".

Кадр из сериала "Колдун: мечта о вечности"
Кадр из сериала "Колдун: мечта о вечности"

Художник и коллекционер позднеминского времени Дун Цичан (董其昌) писал:

кто умеет тешить себя старинными вещами, тот исцелится от болезней и продлит свой век.

В принципе любая вещица, которая вам кажется особенной (не обязательно антиквариат), имеет некую целительную силу (по большей части в психологическом плане, здесь же можно вспомнить выражение "все болезни от нервов"): вы получаете удовольствие от обладания этим предметом, жизнь, на ваш взгляд, становится целостной и изобильной. Писатель Фэн Мэнлун (冯梦龙) отмечал:

надписи и картины, металл и камень делают чистыми утехи духа.

Кадр из сериала "Легенда о Фэй"
Кадр из сериала "Легенда о Фэй"

К концу эпохи Мин случилось повальное пристрастие элиты, "людей культуры" к любимым вещам. Было модно собирать какие-то эстетически значимые причуды, иметь особый интерес к определенным предметам. Обычно это касалось антиквариата, украшений, книг и живописных полотен, но также были люди, которые находили себе "сердечного друга" в самых простых – на взгляд тогдашней общественности – вещах.

Например, поэт Лу Шушэн (陆树声) восторженно описывал свою коллекцию тушечниц, которую он любил за то, "что никто другой не мог бы её полюбить". Театральный теоретик Ли Юй (李渔) отдавал свои последние деньги за то, чтобы полюбоваться нарциссами, которые ему так сильно нравились. Литератор Ли Вэйчжэнь (李维桢) рассказывал о своём друге, который в моменты вдохновения клал перед собой кусочек какого-нибудь камушка, который вызывал у него прилив чувств.

Кадр из сериала "Красавица Хаолань"
Кадр из сериала "Красавица Хаолань"

В наших увлечениях какими-то вещицами мы бываем очень самовольны. Минские философы были уверены, что самовольство помогает раскрыть наши подлинные чувства. Как сказал литератор Хуа Шэ*:

в страсти и самовольстве мы подобны безумцам и чудакам древности. Если не с безумцами и чудаками, то с кем ещё нам общаться?.

Так что, приобретая некую вещь, обладание и созерцание которой сделает вас чуточку счастливым, не стоит поддаваться критике ближних, которые могут сказать "да зачем тебе это?", как и не стоит устраивать себе сеансы самокритики по типу "вот разве надо было тогда на это деньги тратить?". Вспомните, что практически вся элита эпохи Мин поддавалась порывам притащить домой что-то "нужное душе", ведь в этом, по их мнению, есть переживание удовольствия, целебная сила и радость бытия.

*Малявин В.В. привёл цитату Хуа Шэ, однако не дал иероглифы его имени, я не смогла его найти, прошу знающих написать в комментариях.

Кадр из сериала "Красавица Хаолань"
Кадр из сериала "Красавица Хаолань"

Рекомендуемая литература по теме:

Малявин В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин.